Старонка настаўніка-дэфектолага

 

Кожинова Татьяна Владимировна

Образование: высшее

Должность: учитель-дефектолог

Общий педагогический стаж - 13 лет

Стаж работы в данном учреждении образования - 8 лет

Квалификационная категория - первая

Золотые правила дефектологии:

1. «Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат»

2. «Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей» «Чем именно должен заниматься учитель-дефектолог в школе-интернате?» Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в обучении.

Основные цели работы учителя-дефектолога:

- Коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса - Диагностика ребенка - Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка - Консультирование педагогов и воспитателей

Задачи работы учителя-дефектолога:

- Составление индивидуальных и групповых программ коррекционно-развивающих занятий индивидуальных и групповых коррекционных занятий

- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий

Направления деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

1) Диагностическое направление- является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

2) Коррекционно-развивающее направление -представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы. Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

3) Аналитическое направление предполагает:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

4) Консультативно-просветительское и профилактическое направление - учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.

5) Организационно-методическое направление - включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

Применяемые  современные  образовательные технологии:

- дифференцированный и  личностно-ориентированный подходы к воспитанию и обучению детей с ОВЗ,

- информационно-коммуникативные технологии,

- здоровьесберегающие технологии,

- игротерапия.