Біяразнастайнасць



Биоразнообразие - изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения.

 

 Цель: изучить биоразнообразия на территории ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района».

Задачи:

  1. организовать посадку декоративных кустарников и деревьев на территории учреждения;
  2. организовать участок «Зеленая аптека» с полезными и лекарственными растениями;
  3. составить список деревьев и кустов;
  4. составить список птиц и насекомых, наблюдаемых на территории, прилегающей к учреждению;
  5. изготовить кормушки и искусственные гнездовья на территории учреждения; проводить регулярную подкормку птиц в зимний период.

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травяных растений на территории учреждения образования

Дата выполнения: апрель-май 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 17 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Изучили видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения. Создали картосхему территории, на которой обозначили местонахождение определённых травянистых растений. Создали каталог видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.

Видовое разнообразие дикорастущих травяных растений

 

10.11.2023

С воспитанниками дошкольной группы было проведено занятие «Зелёная аптека». На занятии дети уточнили свои представления о разнообразии растений лугов, полей, лесов Беларуси. Воспитанники группы ещё раз познакомились с названиями дикорастущих растений (подорожник, одуванчик, ромашка, василёк, клевер, тысячелистник и т.д.), обсудили пользу этих растений. Также ребята отгадывали загадки, играли в игры. По окончанию занятия детям было предложено творческое задание: нарисовать рисунки различных растений, которые они знают.

 



09.04.2024

Учащиеся ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» вместе с педагогами Мателицкой Еленой Ивановной и Адерихой Вероникой Анатольевной на территории учреждения образования изучили разнообразие видового состава дикорастущих травянистых растений.

Тысячелетия назад о разделении растений на культурные и дикорастущие никто не мог подумать. Постепенно переходя от примитивного собирательства к плановому выращиванию злаков, овощей и фруктов, люди создали много разнообразных видов растений.

Однако значение дикорастущих растений по-прежнему велико: среди них много лекарственных, а корни и плоды больше 200 видов пищевых растений можно использовать вместо привычных овощей и фруктов. Отличия от культурных видов. Чем же дикорастущие растения отличаются от привычных нам культурных? Все просто: большинство дикорастущих распространяются самосевом или порослью без всякого участия человека. Все деревья, кустарники и травы, которые растут, цветут и приносят плоды сами по себе, в привычных культурных ландшафтах считаются дикорастущими.

свернуть

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования.

Дата выполнения: апрель - май 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на прилегающей к учреждению образования территории на 4-х площадках в различных условиях.

«Квадрат № 1» около декоративной горки, солнечное место;

«Квадрат № 2» яблочный сад, затемнённое место;

«Квадрат № 3» вытаптываемый участок;

«Квадрат № 4» участок, оставленный без кошения, солнечное место.

Получили результаты сравнения:

Видовой состав растений

№ п/п

Название растений

Квадрат 1

Квадрат 2

Квадрат 3

Квадрат 4

1

Одуванчик лекарственный

+

+

 

+

2

Тысячелистник обыкновенный

 

 

 

+

3

Подорожник средний

+

+

+

+

4

Подорожник большой

 

 

 

+

5

Подорожник ланцетолистный

 

+

 

+

6

Клевер ползучий

+

+

+

+

7

Клевер луговой

 

+

 

+

8

Щавель конский

+

+

 

+

9

Щавель малый

+

+

+

+

10

Крапива

+

+

 

+

11

Лебеда

 

+

 

+

12

Котовник кошачий

 

 

 

+

13

Мать-и-мачеха

+

+

+

+

14

Лопух большой

 

 

 

+

15

Хвощ

+

+

 

+

16

Голинзога мелкоцветная

+

 

 

+

17

Зверабой

 

+

 

+

18

Хмель обыкновенный

+

 

 

+

19

Кульба

+

+

+

+

20

Пастушья сумка

+

 

 

+

21

Плевел многолетний

 

 

 

+

22

Тимофеевка луговая

+

+

+

+

23

Сныть обыкновенный

+

+

 

+

 

Результаты:

При изучении растений на участках с различной освещенностью и условиями произрастания, выявлено, что видовой состав и число растений на незатемнённом участке, оставленном без кошения, богаче. На затемнённом и вытаптываемом участках видовой состав и число растений меньше, чем на других участках.

Замечено, что в затемненном месте растения растут обособленно друг от друга, а на вытаптываемом участке – пучками из небольшого количества экземпляров. При анализе видового состава растений всех участков обнаружено, что на всех встречается клевер ползучий. Выявлены определённости распределения растений на территории в зависимости от среды обитания.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Задание 1.3. Изучить разнообразие деревьев и кустарников на территории учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь - октябрь 2023 г., апрель 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

На территории ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» высажено довольно много деревьев и кустарников, отличающихся формой кроны и окраской листьев. Размещаются деревья и кустарники группами, имеются одиночные посадки и аллеи.

Так же на территории выращиваются плодовые и ягодные растения: яблони, слива, рябина обыкновенная.

Видовое разнообразие деревьев

Видовое разнообразие кустарников

 

07.09.2023

В дошкольной группе прошло занятие по теме «Деревья и кустарники». В ходе занятия воспитанники продолжали знакомство с разнообразием деревьев и кустарников ближайшего природного окружения, развивали умения определять по листьям и плодам названия деревьев и кустарников. Дети учились узнавать и называть различные виды деревьев и кустарников, соотносить состояние растений с сезонностью и изменениями неживой природы.

 

08.09.2023

На участке детского сада большое разнообразие деревьев и кустарников, а осенью они особенно красивые. На прогулке дети группы знакомятся с разными видами деревьев и кустарников.

А также иногда встречают вот таких гостей.

 

14.09.2023

Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе доставляют воспитанникам большую радость и огромную пользу здоровью.

В первые осенние деньки ребята группы организовали акцию «Чистая площадка». Взяли в руки грабли и лопатки и навели порядок на своей игровой площадке. А после работы с удовольствием провели время на чистой площадке: поиграли в мяч, попрыгали на скакалках, покатались на качелях. Прогулка прошла с пользой и положительными эмоциями.

 

02.04.2024

Учащиеся 2-4 классов приняли активное участие в изучении видового разнообразия деревьев и кустарников на территории учреждения: изучали на запахи, тактильные ощущения, внешние отличия, сезонные изменения. Определяли вид растения с помощью школьной библиотеки и Интернета.

свернуть

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь - октябрь 2023 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, члены клуба «Слуцкий соловушка» - 5 человек., учащиеся  5-10 классов – 20 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Дети ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» обозначили на картосхеме виды и места обитания птиц на территории учреждения.

Цель: изучить разнообразие птиц, прилетающих на территорию дошкольного учреждения; составить и отметить на карте-схеме птиц.

Видовое разнообразие птиц на территории учреждения образования

26.10.2023

В дошкольной группе прошло занятие по теме «Перелётные птицы», целью которого стало: знакомство детей с перелетными птицами (грач, трясогузка, ласточка, жаворонок, скворец); активизация словарного запаса по теме «Перелетные птицы»; формирование представления о строении тела птиц, образе жизни перелетных птиц в весенний период; сбор сведений о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; воспитание доброго, заботливого отношения к птицам.

свернуть

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь - октябрь 2023 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, учащиеся 5-10 классов – 20 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Дети ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» обозначили на картосхеме виды и места обитания птиц на территории учреждения.

Цель: изучить разнообразие наземных насекомых на территорию дошкольного учреждения; составить и отметить на картосхеме.

Видовое разнообразие насекомых 1 часть

Видовое разнообразие насекомых 2 часть

27.09.2023

Темы, связанные с изучением природы, особенно интересны детям дошкольного возраста. А тем более, если речь идёт о жучках, букашках и прочих насекомых. Рассмотрение темы «Насекомые» в том или ином контексте включено в учебную программу дошкольного образования всех возрастных групп, поэтому на занятиях воспитанникам интересно, познавательно и весело.

03.10.2023

В государственном учреждении образования в рамках реализации республиканского образовательного проекта «Зеленые школы» учителями учреждения образования изготовлен тематический комплекс игр по теме «Насекомые».

 

Экскурсия, наблюдение «Насекомые, обитающие на участке учреждения образования».

На территории нашего учреждения образования имеется домик для насекомых. Воспитанники дошкольной группы и учащиеся 2-4 классов осторожно заглянули в его окошки, но насекомые не пожелали с ними общаться.

Но нам стало интересно, какие насекомые обитают в нашей местности и в этом нам помогла «Энциклопедия природы Беларуси».

 

свернуть

Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования и разработать план на три года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования.

Дата выполнения: апрель - май 2024 г.

Участники: учащиеся 5-9 классов – 22 человека.

Ответственные педагогические работники: Адерихо Вероника Анатольевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Проанализировав ситуацию по биоразнообразию на территории учреждения образования, учащиеся разработали план действий на 3 года по увеличению биоразнообразия на территории школы. План действий согласовали с руководством учреждения образования и разместили на сайте.

План

свернуть

Задание 1.7. Организовать посадку декоративных кустов и деревьев на территории учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь-октябрь 2023 г., апрель - май 2024 г.

Участники: учащиеся 2-11 классов – 48 человек.

Ответственные педагогические работники: Адерихо Вероника Анатольевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

24.10.2023

В учреждении образования в рамках проекта «Зелёные школы» прошла экологическая акция «Обновим леса вместе!». В акции приняли участие ученики 5-9 классов и педагоги школы. В ходе мероприятия были выполнены работы по посадке саженцев молодых елей и рябин на пришкольной территории. Очень отрадно, что ребята понимают: озеленение планеты – важное дело. Само дерево – символ мира, это напоминание о хрупкости природы и необходимости ее защиты. Будут сменяться поколения, а деревья, посаженные учащимися, будут продолжать расти, радуя школьников своим зеленым нарядом.

 

4 апреля 2024 года на территории государственного учреждения образования «Первомайская средняя школа Слуцкого района» создан мини- питомник, в котором были высажены растения: туя, можжевельник, самшит, виноград «Киш-миш».

 

11 апреля 2024 года в ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» прошла Республиканская благотворительная акция «Сад надежды».

Основная идея – высадить плодовые деревья на территории социальных и образовательных учреждений при поддержке отечественных питомников.

В рамках акции «Сад Надежды», осуществлялся уход не только за фруктовым садом, находящимся на территории нашего учреждения образования (обрезка сухих веток, покос травы, уборка мусора, побелка деревьев, мульчирование и рыхление почвы и сбор урожая), а и посадка 5 плодовых деревьев (2 вишни, 1 абрикос, 2 яблони).

Пусть растут и плодоносят сады на счастье детям, пусть передают они следующим поколениям желание нас, белорусов, жить в мире и согласии, помнить и ценить то, что нам оставлено в наследство!

 

свернуть

Задание 1.8. Изготовить и разместить кормушки, искусственные гнездовья для птиц. Следить за их сохранностью, поддерживать в надлежащем состоянии.

Дата выполнения: ноябрь-декабрь 2023 г., январь - март 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, члены клуба «Слуцкие соловушки» - 5 человек, учащиеся  2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

23.10.2023

С целью закрепления представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц, а также в рамках реализации плана республиканского образовательного проекта «Зеленые школы» в государственном учреждении образования «Первомайская средняя школа Слуцкого района» проводится мероприятие с участием родителей по изготовлению кормушек с подручных материалов, изготовление кормушек учащимися 5-9 классов на уроках труда. В нашем учреждении уже стало хорошей традицией с наступлением холодов проявлять заботу о птицах.

У детей очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только, заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы.

На занятиях по образовательной области «Ребенок и природа» воспитатели дошкольного образования, обсудив с детьми проблему, решили открыть птичьи столовые, подкармливать и заботиться о них в суровые зимние холода. Воспитанники обратились с просьбой к своим родителям сделать для птиц кормушки. Родители, не безразличные к воспитанию своих детей, с удовольствием откликнулись на просьбу.

Вместе с кормушками дети принесли и корм для птиц. Развешав «столовые для птиц», воспитанники каждый день угощают своих маленьких друзей разными птичьими яствами: семенами, зёрнышками, хлебными крошками, даже сало для синичек повесили. Теперь будет о ком ежедневно заботиться детям. Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы!

 

 

04.12.2023

Воспитанники дошкольной группы совместно с педагогами Яновичем Екатериной Николаевной и Савицкая Татьяной Константиновной сделали кормушки для зимующих птиц. На занятиях маленькие воспитанники узнали, чем кормить своих крылатых друзей. Всё зиму птиц угощали пшеном, гречкой и семечками. Благодаря помощи родителей кормушки всю зиму содержались в хорошем состоянии.

 

22.02.2024

Учащиеся ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» вместе с ответственным педагогам Мателикой Еленой Ивановной создали не просто кормушки для птиц, они изготовили «ЭКО-КОРМУШКУ». Ведь изготовление обычных традиционных кормушек из дерева, пластика или картона так или иначе приведет к образованию отходов. Эко-кормушка – это прекрасный способ продемонстрировать свою любовь к природе, проявить заботу о пернатых в зимний период времени, не оставляя после себя тетропакеты и пластиковые отходы.

Материалы и оборудование для создания «ЭКО-КОРМУШКИ»:

  1. Солома;
  2. Джут;
  3. Жир топлёный (для склеивания);
  4. Крупа: пшено, рис, гречка.

Технология изготовления:

  1. Скручиваем солому в круг, связываем джутам.
  2. Тщательно смазываем жирам.
  3. Засыпаем крупами.
  4. Украшаем эко-кормушку Бантиком, продеваем верёвку.
свернуть

Задание 1.9. Организовать подкормку зимующих птиц на территории учреждения образования.

Дата выполнения: январь – март 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, члены клуба «Слуцкий соловушка» - 5 человек, учащиеся 2-11 классов – 48 человек.

Ответственные педагогические работники: Адерихо Вероника Анатольевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

05.12.2023

Зима - трудное время для птиц. Они как никогда нуждаются в помощи. Так что главное для нашего учреждения привлечь внимание детей к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки.

Учащиеся 2-4 классов с большим удовольствием приняли активное участие в подкормке птиц на территории учреждения.

С детьми был проведен ряд бесед, как трудно приходится птицам зимой, как сложно им добывать себе корм, и поэтому людям нужно помогать пережить птицам этот холодный и голодный период. Также ребята получили памятки «Птичья столовая или чем кормить птиц зимой». Ежедневно, выходя на прогулку, дети будут спешить подсыпать корм для пернатых. Теперь они точно знают, что птички не останутся голодными.

 

Зимой и в начале морозной весны от холода погибают очень много птиц. Вот и участники детского экологического клуба «Слуцкие соловушки» ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» приняли участие в экологической акции «Мы кормим птиц! А вы?» которая проходит с 1 декабря 2023 года по 31 марта 2024 года. И, может быть, именно наша полная кормушка, спасёт несколько птичьих жизней.

 

06.03.2024 

Воспитанники учреждения образования и их родителям активно участвуют в подкормке птиц не только в зимний период, но и ранней весной. Много птиц в зимне-весенний период гибнет в основном от недостатка корма. Именно кормушка, способна помочь выжить птицам как зимой, так и весной.

Дети вместе с родителями охотно изготавливают кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». У детей появилось желание заботиться о птицах, помогать им в трудные минуты, особенно зимой и ранней весной.

Мы знаем, что птиц нельзя кормить солёной пищей. Соль для них – это яд. Выяснили, что семечки подсолнечника очень любят почти все птицы, а особенно синицы и голуби. Пшено и просо самыми вкусными считают воробьи. Ягоды рябины и калины любят снегири. Несолёное сало и мясо – это лакомство для синиц. В кормушки мы в основном насыпаем пшено, семечки, семена тыквы, арбуза, ягоды калины и рябины.

свернуть

Задание 1.10. Создать и разместить на территории учреждения образования убежища для летучих мышей.

Дата выполнения: апрель - май 2024 г.

Участники: учащиеся 5-9 классов – 22 человек.

Ответственные педагогические работники: Матылицкая Елена Ивановна, Адерихо Вероника Анатольевна.

Выполнение задания:

В апреле 2024 года в учреждении образования были созданы и размещены: 1 гнездовье для птиц, а также одно убежище для летучих мышей. Местоположение нанесено на карту.

свернуть

Задание 1.11. Изготовить и разместить на территории учреждения образования убежища для беспозвоночных животных.

Дата выполнения: март – апрель 2024 г.

Участники: учащиеся 5-9 классов – 22 человека.

Ответственные педагогические работники: Адерихо Вероника Анатольевна, Матылицкая Елена Ивановна

Выполнение задания:

Цель данного объекта — способствовать расширению представлений детей о насекомых, содействовать формированию бережного отношения к окружающей среде, содействовать формированию познавательной активности учащихся.

Домик для насекомых — это специальное строение, в котором могут поселиться полезные насекомые, такие как – златоглазки, божьи коровки, наездники, журчалки, жужелицы и пр. Данная конструкция поможет привлечь на наш участок полезных насекомых, за которыми наши детки с удовольствием будут наблюдать.

Выбрано место для размещения домика для насекомых на территории учреждения образования рядом с Альпийской горкой.

Для изготовления домика для насекомых использовались различные материалы: сено, солома, кора, опилки, бумага, кукурузные листья, шишечные чешуйки.

 

01.03.2024

свернуть

Задание 1.12. Создать на территории учреждения образования  «Клумбы для бабочек».

Дата выполнения: май 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования –18 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Адерихо Вероника Анатольевна.

Выполнение задания:

С целью формирования любви к природе на территории нашего учреждения образования была создана цветочная клумба для привлечения насекомых. Растения были подобраны по периодам цветения от более ранних к поздним. Непрерывность цветения растений дает возможность наблюдения за насекомыми и эстетическое наслаждение на более длительный период.

Этапы создания «Клумбы для бабочек»:

  • Подбор растений для ландшафтной композиции.
  • Формирование цветочной композиции.
  • Высаживание посадочного материала.
  • Уход за растениями (удаление сорняков, подкормка, стрижка травы).
  • Наблюдение за насекомыми, прилетающими на клумбу.

 

Были посажены многолетние и однолетние растения:

  • растения, цветущие в апреле-мае: маргаритка, чистец византийский, тюльпаны, нарциссы, резуха, флокс шиловидный, аумбреция, сапанария, мыльнянка, гиацинт, примула, крокусы.
  • растения, цветущие в июне-июле: гвоздика турецкая, овсяница сизая, петуния, очиток белый, очиток ложный, бархатцы, агератум, роза плетистая, астильба, лабулярия, лобелия, алисум скальный, фуопсис, платикодон пинк, диасция, львиный зев, гаора, гвоздика садовая Шабо, скабиоза, статица, георгины, бегония, гладиолусы, герань, огонёк, колиус, бадан, ромашка аптечная, катарайтус.
  • растения, цветущие в августе-сентябре: астра ново-английская, астра ново-бельгийская, очиток видный, хризантема, астра однолетняя, ирис, георгины, лаванда, бархатцы, петуния, лилейник.

 

16.05.2024

свернуть

Задание 1.14. Создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых.

Дата выполнения: апрель-май 2024 г.

Участники: учащиеся 5-10 классов – 24 человека

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

В рамках реализации проекта «Зелёные школы» на территории ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» был создан «дикий луг» был создан дикий луг с отметкой местоположения на картосхеме территории учреждении образования для более полного знакомства воспитанников по данной теме. На диком лугу наблюдаем растения: одуванчик, пырей, подорожник, клевер белый, хвощ.

свернуть
поделиться в: