Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Першамайская сярэдняя школа Слуцкага раёна"
В Беларуси за последние пять лет более 3,5 тыс. детей стали жертвами преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы.
Основными условиями совершения преступлений по-прежнему являются ослабленный родительский контроль за времяпровождением детей, в том числе в интернете, несвоевременное выявление госорганами признаков семейного неблагополучия, недостаточная профилактическая работа органов внутренних дел, учреждений образования и здравоохранения.
Почти каждый четвертый ребенок, потерпевший от сексуального насилия, воспитывался в неблагополучной семье. Во многих случаях такие преступления совершались ранее осужденными за аналогичные деяния. Беспокоят случаи совершения преступлений сексуального характера в отношении детей педработниками и, что особенно ужасает, непосредственно в учреждениях образования.
Еще одна тенденция заключается в том, что для установления контакта с детьми преступники стали чаще использовать интернет. В сетевом пространстве также распространяется детская порнография. Например, правоохранители установили многочисленные факты совершения мужчиной в течение нескольких лет в отношении 145 несовершеннолетних развратных действий. Он изготавливал и распространял порнографические материалы путем переписки в соцсети "ВКонтакте".
Согласно определению Конституции РБ, статья 25, каждому человеку гарантируется защита его прав и свобод, в том числе право на половую свободу и половую неприкосновенность.
Половая свобода - свобода сексуального самоопределения человека, а точнее право самостоятельно и без принуждения выбирать партнеров, форму интимных отношений.
Половая неприкосновенность – правовая защищенность от сексуального посягательства, полный запрет на совершение действий сексуального характера в отношении другого лица. Данное понятие применимо только к лицам, не достигшим 16 лет (ст. 168 УК РБ), так как вступление в половые отношения до 16 лет является преступлением! До 16 лет у ребенка к сексу не готова ни психика, ни тело. И дать осознанное согласие он/она не может, так как еще до конца не понимает, на что соглашается.
Возраст сексуального согласия - возраст, начиная с которого человек считается способным дать четкое информированное согласие на секс с другим лицом. Возраст сексуального согласия в РБ начинается с достижения лицом 16 летнего возраста (согласно УК РБ).
Достижения возраста 16 лет – тоже не повод начинать сексуальную жизнь. Ведь все мы разные, и да – кто-то готов в 16, а кто-то не готов и в 18-20. И это нормально прислушиваться к себе, а не идти на поводу у друзей и общества. Секс – это про согласие, добровольность, уважение партнера и его/ее желаний, безопасность, равноправие. Секс предусматривает возможность каждого сказать: «НЕТ» в любой момент. Все остальное – это насилие и принуждение!
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношенные и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждения к действиям сексуального характера и др.
В соответствии со ст.168 УК РБ, совершеннолетний человек (с 18 лет), должен будет отвечать по закону за любые половые контакты с людьми, не достигшими 16 лет. Даже за половые отношения по обоюдному согласию!!!
Уголовная ответственность за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» наступает с 14 лет.
Преступные схемы вовлечения подростков в сексуальную эксплуатацию
Дети – самые уязвимые жертвы преступлений против половой неприкосновенности.
Развращение, раннее вступление в половую связь, сексуальное насилие влекут за собой серьезные проблемы социального, психологического характера, не говоря уже о вреде физическому и психическому здоровью развивающегося организма. Благополучие в семье, лекции в школах по половому воспитанию, ограничение доступа к вредным информационным ресурсам, не могут быть 100% гарантам того, что ребенок не попадет в число нежелательной статистики.
Мало ребенка воспитать целомудренным, дать знания и навыки безопасного поведения, необходимо установить с ним максимально доверительные отношения, чтобы он в подобной ситуации не остался один на один со своей проблемой и был вовремя защищен.
Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола!
Преступники, совершающие сексуальное насилие над детьми, могут быть очень разными:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
СОВЕРШЕННЫЕ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждения к действиям сексуального характера и др.
Глава 20 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
Статья 166. Изнасилование
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья 169. Развратные действия
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
Согласно статье 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за следующие преступления: изнасилование (статья 166) и насильственные действия сексуального характера (статья 167);
Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему |
|
Специфические признаки сексуального насилия |
|
Откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития |
|
Сексуально окрашенные рисунки и разговоры |
|
Способность в деталях описать различные действия сексуального характера. |
|
Чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация |
|
Вовлечение других детей в действия сексуального характера |
|
Сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям |
|
Избегание мужчин или женщин |
|
Стигматизация, изоляция от сверстников |
|
Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров |
|
Проституция |
|
Поведенческие признаки наличия сексуального насилия над детьми: |
|
3-4 года |
|
Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий. |
|
Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату |
|
Поведение ребенка становится сексуальным |
|
Периодические ночные кошмары |
|
Энкопрез и энурез |
|
Нарушения сна |
|
чрезмерное беспокойство |
|
Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад |
|
Регрессивное поведение |
|
4-6 лет |
|
Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий |
|
Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату |
|
Агрессивное сексуальное поведение с детьми |
|
Псевдовзрослое поведение |
|
Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении |
|
Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится) |
|
Нарушения сна |
|
чрезмерное беспокойство; |
|
Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад. |
|
Устраивает поджоги |
|
Регрессивное поведение |
|
Соматические жалобы (головные боли или боли в животе) |
|
отказ от прогулок |
|
6-8 лет |
|
Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками |
|
Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам |
|
чрезмерное беспокойство |
|
замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности |
|
Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно |
|
Внезапное ухудшение успеваемости |
|
Не может найти друзей |
|
Никому не верит |
|
Не может сконцентрировать внимание |
|
отказ от прогулок |
|
8-10 лет |
|
Сексуальные игры навязчивого характера |
|
Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам |
|
Нерегулярное посещение школы |
|
чувство, что все старания недостаточны |
|
чрезмерное беспокойство |
|
сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы |
|
замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности |
|
отказ от прогулок |
|
10-12 лет |
|
Социальный уход |
|
Агрессия по отношению к сверстникам |
|
Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход |
|
Внезапное ухудшение успеваемости |
|
Никому не верит; чувство одиночества и изоляции; |
|
Не может сконцентрировать внимание |
|
Часто прогуливает школу. |
|
Приходит в школу рано - уходит очень поздно. |
|
Начальные признаки клинической депрессии. |
|
чрезмерное беспокойство |
|
сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы |
|
замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности |
|
перепады настроения или вызывающее поведение |
|
отказ от прогулок |
|
12-18 лет |
|
Симптомы клинической депрессии, нарушения сна, суицидальные наклонности, изоляция от окружающих |
|
Побеги из дома |
|
Промискуитет |
|
Асоциальное поведение: драки, нанесение побоев другим детям или животным |
|
чрезмерное беспокойство |
|
Не участвует в школьных мероприятиях |
|
Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики) |
|
Совершение преступлений |
|
диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны») |
|
сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы |
|
перепады настроения или вызывающее поведение |
|
замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности |
|
чувство одиночества и изоляции |
|
попытки суицида или опасное поведение |
Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Методические рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию
Методические рекомендации для педагогов
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
Поведение
Интеллект
Взаимоотношения с окружающими
Физическое состояние
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!
Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье
Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения детей:
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!! Следует учитывать следующие недостатки наказаний:
Информация родителям
Пренебрежение основными нуждами ребенка(моральная жестокость) Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить: - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие заботы и присмотра за ребенком; - отсутствие внимания и любви к ребенку и др. Последствия моральной жестокости у детей Внешние проявления: - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; - нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: - отставание в весе и росте от сверстников; - педикулез, чесотка; - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; - запущенный кариес; - отсутствие надлежащих прививок; - задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; - неумение играть; - постоянный поиск внимания/участия; - частые пропуски школьных занятий; - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; - склонность к поджогам, жестокость к животным; - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить: - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие заботы и присмотра за ребенком; - отсутствие внимания и любви к ребенку и др. Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.Последствия моральной жестокости у детей Внешние проявления: - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; - нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: - отставание в весе и росте от сверстников; - педикулез, чесотка; - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; - запущенный кариес; - отсутствие надлежащих прививок; - задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; - неумение играть; - постоянный поиск внимания/участия; - частые пропуски школьных занятий; - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; - склонность к поджогам, жестокость к животным; - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.II.Что должны знать дети, чтобы защитить себя Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы. Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не можетприкасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей. Необходимо научить ребенка: - доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее; - уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения. При этом следует объяснить, что: - хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия; - плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу; - смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела. Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен: - громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает; - убежать; - рассказать обо всем взрослому, которому доверяет. Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной. Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения. Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить. Взаимоотношения с посторонними Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его: - входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик; - самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома; - несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации; - рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб; - нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес; - если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут; - выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр. III. Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми Педагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны: 1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.4. Подключить к решению проблемы милицию или прокуратуру.5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее.
Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети могут обманывать, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицами и др.
Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие , а также формирование чувства безопасности.
Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.
Существуют различные пути, чтобы начать беседу:
Трудность заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразит все в игре.
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:
Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их директору школы.
В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный медпункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, администрация учреждения образования должна сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.
Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами. В их число входят представители ОКМДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, где совершается насилие, чтобы выявить тех детей, которые не обеспечены необходимыми условиями воспитания. Если же получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять запрос в отдел профилактической работы РОВД о наличии в банке данных на этих лиц, за возможные нарушения (привлечение к административной ответственности, наличие судимости и т.д.).
Помимо помощи пострадавшим от насилия большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям «группы риска», профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегии деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв, в силу чего возможны повторные посягательства на неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих реабилитационную поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.
Участие работников местных органов власти необходимо в тех случаях, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.
Работники учреждений первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей. Оценка состояния детей - жертв физического насилия должна включать: анамнез; данные физического обследования; протокол рентгеновского исследования; исследование системы свертывания крови; цветные фотографии; данные обследования братьев и сестер; официальное медицинское заключение; характеристику поведения пострадавшего; оценку развития ребенка. Особое значение в этих случаях придается медико-социальному патронажу, выполняемому работниками детских поликлиник. Осмотр ребенка по любому поводу ( при обращении родителей, профилактический осмотр и другие), требует от врача настороженности в отношении рассматриваемой проблемы, поскольку предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки насилия. В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье, жестокое обращение с ним врач обязан незамедлительно прежде всего: - поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей; - обеспечить госпитализацию каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования; - проинформировать родителей о диагнозе; - сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.
Таким образом, прервать насилие и жестокое обращение с детьми и подростками способны следующие меры:
- обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку предлагая варианты решения возникающих проблем;
- систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
- разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;
- создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;
- усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
- формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
- активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
-формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности.
- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.
Рекомендации родителям
«Как оградить ребенка от насилия»
Советы для самых маленьких
Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:
Советы для детей младших классов
у родителей
Советы для подростков
НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
Советы для самых маленьких
Советы для детей младших классов
у родителей
Советы для подростков
Памятка (подростку)
Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:
Памятка родителям
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!
Физические наказания:
1.Преподают ребенку урок насилия
Какой урок из этого выносит ребенок?
1.Ребенок не заслуживает уважения. 2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других). 3. Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы). 4. Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения). 5. Отрицание чувств - нормальное здоровое явление. 6. От взрослых нет защиты.
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
1.Насмешками над слабыми и беззащитными 2.Драками с одноклассниками 3.Унижением девочек, символизирующих мать 4. Плохим отношением к учителю 5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
Рекомендации родителям
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
Цель: указать причины агрессивного и жестокого поведения несовершеннолетних; факторы, влияющие на детскую жестокость; привести примеры профилактики детской агрессии и жестокости.
Сегодня семья выполняет не только традиционные функции, связанные с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, но и играет большую роль надежной психологической защиты с целью выживания человека в трудных и стремительно меняющихся условиях современного социума.
Немецкий социолог, философ Эрих Фромм писал:
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…»
Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы воспитания
.
Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.
Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.
Формы проявления жестокости
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Каковы же причины агрессии
Особенности жестокого поведения детей и подростков:
2.Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).
Причины детской жестокости
Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.
Неблагоприятные условия в семье
Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.
На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.
Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.
Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически невозможно исправить.
Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:
1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.
Оно следует незамедлительно за проступком.
Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.
Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.
Уважаемые родители! Попытайтесь сейчас проанализировать, то что я буду говорить
С целью профилактики выявления психического и эмоционального состояния у детей можно проанализировать: как часто ребенку приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к себе со стороны своих родителей, как ты оцениваешь отношения в семье: (спокойные и дружные, иногда бывают ссоры, напряженные, постоянные конфликты, сандалы или даже драки), как часто вы наказываете ребенка, если наказываете, то как…, как часто поощряете, то как…,всегда ли наказываете справедливо?
Проанализируйте, какие четыре «нельзя», которые бы вы хотели иметь в своей семье, чтобы избежать наказания детей.
Помните, насилие - порождает насилие!
Ребёнок, воспитанный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!
Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.
- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
4 заповеди мудрого родителя:
Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.
Последствия Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить.
Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.
Есть несколько пунктов в воспитании детей, которые мы должны знать и соблюдать:
Первое: Ни в коем случае нельзя бить ребенка по лицу. Это может способствовать развитию у него комплекса неполноценности. А в дальнейшем он может вырасти трусливым человеком. Непроизвольно он будет бояться любого, кто будет протягивать руку к его лицу.
Второе: Никогда не кричите громко ему в лицо, если, по вашему мнению, он допустил ошибку. Такое поведение с вашей стороны может быть расценено им как руководство к действию. Каждый раз, как только он будет видеть ошибки у других людей, он также будет кричать на них и повышать голос. Третье: Никогда не теряйте самообладание в присутствии детей. Не кричите, не бейте посуду. Иначе ребенок будет думать, что, разбив например, тарелку, он найдет выход из трудной ситуации. А также ошибочно станет полагать, что битье посуды успокаивает нервы. Четвертое: Ребенок никогда не должен видеть сцены насилия в семье. Порой, даже в шутку, когда родители дурачатся, изображая драку, ребенок воспринимает это всерьез. Начинает плакать, у него теряется чувство защищенности, когда он видит, как страдают самые дорогие для него люди.
Пятое: Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, надо прибегать к нему в отношениях со сверстниками.
Шестое: Ограничьте просмотр психотравмирующих передач. Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей. Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних в уголовном законодательстве Республики Беларусь
В уголовном законодательстве преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы». Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.
Статья 166.
Изнасилование
Статья 167.
Насильственные действия сексуального характера
совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением
насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо
повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо
причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные
тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168.
Половое сношение и иные действия сексуального
характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
Статья 169.
Развратные действия
Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.
Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.
Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.
Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.
Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефонов и телефонов экстренных служб (внесите телефонные номера в базу данных телефона).
Ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он окажется в критической ситуации, испугается.
Выучите с ребенком ваши телефонные номера.
Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, вызывающему у ребенка чувство опасности.
Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» – легко запоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качестве сигнала в ситуации опасности.
Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».
Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на свалках, стройках и др.).
Не позволяйте детям далеко уходить от дома.
Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения хорошо знакомого вам взрослого человека.
Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Если ребенка забирает кто-то другой, предупредите об этом воспитателя или учителя заранее.
Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок. Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.
Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут. Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются.
Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там. Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов.
Держите эти номера и номера ближайшего отделения милиции под рукой.
Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов и записей.
Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте ненужные приложения.
Если ребенок сообщил вам, что он записался в учреждение дополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок, спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кто руководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите учреждение. Помните, что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещать и потребовать от охраны заведения не пускать его туда.
Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих кружок.
Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.
Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
При этом нельзя:
– прививать ребенку страх перед сексуальностью;
– вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальную опасность.
Помните: интересы ребенка важнее всего!
Дом без насилия!
Не молчите, если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия. Обращайтесь за помощью к специалистам.
Если Вы стали жертвой или свидетелем семейного насилия – не ждите трагедии, обращайтесь в милицию! (тел.102)
Также Вы можете получить помощь по телефонам:
8-801-100-8-801 (звонок анонимный, ежедневно с 08:00 до 20:00) бесплатная горячая линия для потерпевших от домашнего насилия.
8-801-100-1611 (круглосуточно) республиканская телефонная детская линия помощи для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающимся в психологической поддержке.
8-017-202-04-01, 8(029)899-04-01 (круглосуточно анонимно) телефон доверия учреждения здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология».
Государственное учреждение «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения» по адресу: г. Слуцк, ул. Социалистическая, д. 14
+375257539293 – телефон круглосуточного доступа.
8(01795) 5-35-85 – телефон «Доверие» анонимно, ежедневно с 8.00 до 17.00.
Проблема домашнего насилия является комплексной и по своим последствиям, и по причинам, которые рождают такой вид жестокости.
По данным различных научных исследований, около трети умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений на бытовой почве предшествуют затяжные семейные конфликты. В каждой четвертой семье распространенно насилие в той или иной его форме, и чаще всего объектами рукоприкладства становятся женщины.
Каждая третья белоруска подвергалась физическому насилию в семье, и каждое четвертое женское самоубийство есть следствие физического, психологического или сексуального насилия в семье. Ужасающий факт - бытовое насилие в нашей стране стало нормой жизни. Как же изменить ситуацию?
Виды и признаки насилия в семье.
Домашнее насилие – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
Пострадавшая(ший) от домашнего насилия (жертва) - член семьи, пострадавший от физического, сексуального, психологического или экономического насилия со стороны другого члена семьи или близкого человека. Любой человек может стать жертвой домашнего насилия. Жертвы могут быть любого возраста, пола, расы, культуры, религии, образования, занятости и семейного положения. Хотя и мужчины и женщины могут использовать насилие в отношениях, но, согласно международным данным и белорусской статистике, подавляющее большинство пострадавших составляют женщины.
Агрессор (обидчик, насильник, абьюзер) - нынешний или бывший член семьи, близкий человек, совершивший физическое, психологическое, сексуальное или экономическое насилие в семье либо угрожавший его применением в отношениях с целью власти и контроля над другим человеком.
Домашнее насилие может иметь множество форм и видов. Мальчики становятся жертвами сексуального и физического насилия, пожилые члены семьи также подвержены домашнему насилию, некоторые мужчины страдают от агрессивных действий своих жен. Однако преобладающее большинство пострадавших от насилия в семье или интимных отношениях – это женщины и девочки.
Принято выделять следующие виды насилия.
Физическое насилие – это использование физической силы, приводящей к телесным травмам, физической боли или ухудшению здоровья. Физическое насилие включает (но не ограничивается) нанесение ударов, толчки, избиение, пинки, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы, щипки, укусы, нанесение химических и тепловых ожогов, ограничение физической свободы, пренебрежение в уходе за младенцами и пожилыми людьми и пр.
Психологическое насилие – это причинение боли, страданий посредством насмешек, оскорблений угроз, запугиваний, унижения, крика, нецензурной брани, игнорирование, доминирование, контроль, обесценивание, запреты, шантаж, манипулирование, упреки, вмешательство в личную жизнь и пр. Одним из наиболее действенных способов является попытка мужчины уронить авторитет женщины-матери в глазах ее детей, заставить ее испытывать перед детьми чувство вины. Встречаются более изощренные способы психологического насилия, такие как газлайтинг (выставление человека сумасшедшим), сталкинг (преследование, запугивание, слежение, вторжение в личную жизнь с целью принуждения к отношениям).
Сексуальное насилие – это любой сексуальный контакт с человеком без его согласия. В него входят нежелательные прикосновения, сексуальные домогательства, все виды сексуального нападения – изнасилование, инцест, сексуальное рабство (в том числе со стороны партнера), развратные действия, принуждения к обнажению и фотографирование, видеосъемка с явным сексуальным подтекстом, принуждение к просмотру и повтору порнографических действий, принуждение к извращенным формам секса, сексуальный шантаж, эксгибиционизм и т.д
Финансовая эксплуатация – использование денежных средств, имущества другого человека не в его пользу. Примеры включают в себя принуждение к трудоустройству, запрет на работу вне дома, контроль расходов, принуждение к материальному содержанию агрессора, отказ от материального обеспечения детей, принуждение к попрошайничеству, лишение средств, финансовый шантаж и др.
Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия.
Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье.
Каждый человек, испытывающий домашнее насилие, должен иметь свой план действий, чтобы справиться с проявлениями насилия.
Несколько советов по обеспечению собственной безопасности:
Кроме организации самопомощи, пострадавшие от домашнего насилия могут обращаться в государственные и общественные организации.
Услуги, оказываемые жертвам насилия в семье ТЦСОН, организациями здравоохранения, общественными объединениями и другими.
Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье в ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения» создана "кризисная" комната, куда могут быть помещены граждане следующих категорий:
- жертвы торговли людьми;
- лица, пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Режим работы «кризисной» комнаты - круглосуточный.
Услуга временного приюта оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Слуцкого районного исполнительного комитета, отдела образования Слуцкого районного исполнительного комитета, учреждения здравоохранения "Слуцкая ЦРБ», Слуцкого районного отдела внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.
Основанием для помещения в «кризисную» комнату является направление одним из вышеназванных органов и письменное заявление гражданина, зарегистрированное в установленном в центре порядке.
Решение о помещении гражданина в «Кризисную комнату» принимает директор центра.
С гражданином, помещенным в «кризисную» комнату, заключается договор безвозмездного оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги, который определяет условия нахождения в «кризисной» комнате.
Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми, уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в "кризисной комнате» питание граждан, при необходимости, осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью. В случае крайней необходимости срок пребывания в «кризисной» комнате может быть продлен директором центра по согласованию с управлением по труду, занятости и социальной защите Слуцкого районного исполнительного комитета.
Также, ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:
- в правоохранительные органы.
Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
- в медицинские учреждения.
Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
- в религиозные организации.
Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
- в общественные организации.
В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.
Меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие в семье, в том числе уголовная ответственность и возможность вынесения защитного предписания.