Біяразнастайнасць



Биоразнообразие - изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения.

 

 Цель: изучить биоразнообразия на территории ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района».

Задачи:

  1. организовать посадку декоративных кустарников и деревьев на территории учреждения;
  2. организовать участок «Зеленая аптека» с полезными и лекарственными растениями;
  3. составить список деревьев и кустов;
  4. составить список птиц и насекомых, наблюдаемых на территории, прилегающей к учреждению;
  5. изготовить кормушки и искусственные гнездовья на территории учреждения; проводить регулярную подкормку птиц в зимний период.

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травяных растений на территории учреждения образования

Дата выполнения: апрель-май 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 17 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Изучили видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения. Создали картосхему территории, на которой обозначили местонахождение определённых травянистых растений. Создали каталог видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.

Видовое разнообразие дикорастущих травяных растений

 

10.11.2023

С воспитанниками дошкольной группы было проведено занятие «Зелёная аптека». На занятии дети уточнили свои представления о разнообразии растений лугов, полей, лесов Беларуси. Воспитанники группы ещё раз познакомились с названиями дикорастущих растений (подорожник, одуванчик, ромашка, василёк, клевер, тысячелистник и т.д.), обсудили пользу этих растений. Также ребята отгадывали загадки, играли в игры. По окончанию занятия детям было предложено творческое задание: нарисовать рисунки различных растений, которые они знают.

 



09.04.2024

Учащиеся ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» вместе с педагогами Мателицкой Еленой Ивановной и Адерихой Вероникой Анатольевной на территории учреждения образования изучили разнообразие видового состава дикорастущих травянистых растений.

Тысячелетия назад о разделении растений на культурные и дикорастущие никто не мог подумать. Постепенно переходя от примитивного собирательства к плановому выращиванию злаков, овощей и фруктов, люди создали много разнообразных видов растений.

Однако значение дикорастущих растений по-прежнему велико: среди них много лекарственных, а корни и плоды больше 200 видов пищевых растений можно использовать вместо привычных овощей и фруктов. Отличия от культурных видов. Чем же дикорастущие растения отличаются от привычных нам культурных? Все просто: большинство дикорастущих распространяются самосевом или порослью без всякого участия человека. Все деревья, кустарники и травы, которые растут, цветут и приносят плоды сами по себе, в привычных культурных ландшафтах считаются дикорастущими.

свернуть

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования.

Дата выполнения: апрель - май 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на прилегающей к учреждению образования территории на 4-х площадках в различных условиях.

«Квадрат № 1» около декоративной горки, солнечное место;

«Квадрат № 2» яблочный сад, затемнённое место;

«Квадрат № 3» вытаптываемый участок;

«Квадрат № 4» участок, оставленный без кошения, солнечное место.

Получили результаты сравнения:

Видовой состав растений

№ п/п

Название растений

Квадрат 1

Квадрат 2

Квадрат 3

Квадрат 4

1

Одуванчик лекарственный

+

+

 

+

2

Тысячелистник обыкновенный

 

 

 

+

3

Подорожник средний

+

+

+

+

4

Подорожник большой

 

 

 

+

5

Подорожник ланцетолистный

 

+

 

+

6

Клевер ползучий

+

+

+

+

7

Клевер луговой

 

+

 

+

8

Щавель конский

+

+

 

+

9

Щавель малый

+

+

+

+

10

Крапива

+

+

 

+

11

Лебеда

 

+

 

+

12

Котовник кошачий

 

 

 

+

13

Мать-и-мачеха

+

+

+

+

14

Лопух большой

 

 

 

+

15

Хвощ

+

+

 

+

16

Голинзога мелкоцветная

+

 

 

+

17

Зверабой

 

+

 

+

18

Хмель обыкновенный

+

 

 

+

19

Кульба

+

+

+

+

20

Пастушья сумка

+

 

 

+

21

Плевел многолетний

 

 

 

+

22

Тимофеевка луговая

+

+

+

+

23

Сныть обыкновенный

+

+

 

+

 

Результаты:

При изучении растений на участках с различной освещенностью и условиями произрастания, выявлено, что видовой состав и число растений на незатемнённом участке, оставленном без кошения, богаче. На затемнённом и вытаптываемом участках видовой состав и число растений меньше, чем на других участках.

Замечено, что в затемненном месте растения растут обособленно друг от друга, а на вытаптываемом участке – пучками из небольшого количества экземпляров. При анализе видового состава растений всех участков обнаружено, что на всех встречается клевер ползучий. Выявлены определённости распределения растений на территории в зависимости от среды обитания.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Задание 1.3. Изучить разнообразие деревьев и кустарников на территории учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь - октябрь 2023 г., апрель 2024 г.

Участники: воспитанники группы дошкольного образования – 18 человек, учащиеся 2-4 классов – 18 человек.

Ответственные педагогические работники: Савицкая Татьяна Константиновна, Янович Екатерина Николаевна, Матылицкая Елена Ивановна, Шаповал Ольга Алексеевна.

Выполнение задания:

На территории ГУО «Первомайская средняя школа Слуцкого района» высажено довольно много деревьев и кустарников, отличающихся формой кроны и окраской листьев. Размещаются деревья и кустарники группами, имеются одиночные посадки и аллеи.

Так же на территории выращиваются плодовые и ягодные растения: яблони, слива, рябина обыкновенная.

Видовое разнообразие деревьев

Видовое разнообразие кустарников

 

07.09.2023

В дошкольной группе прошло занятие по теме «Деревья и кустарники». В ходе занятия воспитанники продолжали знакомство с разнообразием деревьев и кустарников ближайшего природного окружения, развивали умения определять по листьям и плодам названия деревьев и кустарников. Дети учились узнавать и называть различные виды деревьев и кустарников, соотносить состояние растений с сезонностью и изменениями неживой природы.

 

08.09.2023

На участке детского сада большое разнообразие деревьев и кустарников, а осенью они особенно красивые. На прогулке дети группы знакомятся с разными видами деревьев и кустарников.

А также иногда встречают вот таких гостей.

 

14.09.2023

Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе доставляют воспитанникам большую радость и огромную пользу здоровью.

В первые осенние деньки ребята группы организовали акцию «Чистая площадка». Взяли в руки грабли и лопатки и навели порядок на своей игровой площадке. А после работы с удовольствием провели время на чистой площадке: поиграли в мяч, попрыгали на скакалках, покатались на качелях. Прогулка прошла с пользой и положительными эмоциями.

 

02.04.2024

Учащиеся 2-4 классов приняли активное участие в изучении видового разнообразия деревьев и кустарников на территории учреждения: изучали на запахи, тактильные ощущения, внешние отличия, сезонные изменения. Определяли вид растения с помощью школьной библиотеки и Интернета.

свернуть