Прафілактыка аўтаагрэсіўных паводзін

Формы и методы  профилактики суицидального поведения в работе классного руководителя с обучающимися и их родителями

Наиболее частым запросом со стороны классных руководителей, которые постоянно общаются с ребёнком в школе и находятся ближе всего к нему, является информация о том, как определить, что с ребенком происходят проблемы, на какие поведенческие маркеры необходимо обращать внимание и как предупреждать возникновение кризисных, сложных ситуаций. Что необходимо знать классному руководителю, чтобы предотвратить угрозу суицидального (самоповреждающего) риска у подростков?

 По мнению Ю. А. Клейберга, «самоубийство — явление сугубо антропологи-ческое и является привилегией исключительно человека… Самоубийство как социаль-но-психологическое явление — порождение общества, обусловлено социальными и психологическими причинами.

Классным руководителям необходимо понимать, что самоповреждающее пове-дение не является случайным, а подобные риски могут возникать при определённых условиях у детей, особенно у подростков. Суицид, по мнению ряда учёных, имеет важные характеристики, зная которые педагоги могут осуществлять превентивные функции более компетентно и качественно.

  1. Суицид — это способ решения проблемы, трудной ситуации, устранение бо-ли... Чтобы понять причину суицида, следует узнать, для решения каких проблем он предназначен.
  2. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль. Опыт показывает, что даже незначительное снижение невыносимости психической боли приводит к выбору в пользу жизни.
  3. Общей задачей суицида является устранение травмы в сознании ребёнка. Идея такого выхода из ситуации часто приводит к активному суицидальному сценарию и переходу суицидальных мыслей в намерения и действия.
  4. Суицид видится ребёнку логичным выходом, поскольку он не знает других способов удовлетворить потребность и снизить боль. Решение проблемы или опре-деление пути выхода из ситуации часто снижает суицидальную активность подрост-ков.
  5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность. Для того чтобы снизить интенсивность суицидальных тенденций, нужно уменьшить эмо-циональное напряжение. Предупреждение суицидов часто строится с учетом именно этого фактора и направлено в первую очередь на работу с эмоциями, душевным сос-тоянием подростка.
  6. Общим внутренним отношением к суициду является двойственность. Желание спастись и желание прекратить невыносимую боль, как правило, сопутствуют друг другу. Ребёнок может одновременно хотеть умереть и желатьспасения. Часто под-ростки планируют вмешательство других людей, продумывая суицид (ребёнок учи-тывает время прихода родителей домой и т. д.).
  7. Преходящее сужение сознания, ограничение интеллектуальных возможностей, так называемое «туннельное» сознание. В поведении ребёнка могут наблюдаться не самые логичные действия, например, упование на то, что ситуация сама разрешится, загадывание символических желаний и т. д.
  8. Общим действием при суициде является бегство. Ребёнок хочет устраниться из зоны бедствия, суицид — крайняя форма ухода.
  9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о сво-ем намерении. Как правило, дети, задумывающиеся о суициде, сознательно или бес-сознательно подают сигналы и сообщают о своих намерениях: говорят о смерти, выс-тавляют статусы в социальных сетях, жалуются на беспомощность, просят поддержки и т. д. Основная задача классного руководителя — заметить эти сигналы и предупре-дить негативный вариант развития подобного поведенческого сценария.

Следует отметить, что суицидальное поведение подростков может быть демон-стративным, связанным с желанием привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие или добиться своих целей. Несмотря на то, что суицид в данном случае, скорее всего, носит манипулятивный характер, стоит обратить на него внимание и поговорить с ребенком о том, что он чувствует, переживает или пытается достигнуть, и попытаться объяснить ему, что суицид — это не выход из ситуации. Опасность представляет воз-можный риск того, что демонстративная попытка случайно станет реальной («заигра-ется», не справится с эмоциями и т. д.)

Существуют некоторые общие маркеры самоубийств, на которые взрослым сто-ит обращать внимание, если они хотят предупредить подобное поведение у детей.

Выделяют словесные, поведенческие и ситуационные признаки суицидального риска.

Словесные признаки

  1. Прямо или косвенно говорит о своем намерении:

-«Лучше бы мне умереть»;

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»;

- «Скоро все проблемы будут решены» и т. п.

  1. Много шутит на тему самоубийства.
  2. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
  3. Медленная маловыразительная речь.
  4. Уверения в беспомощности и зависимости от других.
  5. Высказывания самообвинения.

 

Поведенческие признаки:

  1. Любые изменения в настроении и поведении, отдаляющие от близких людей.
  2. Снижение жизненной активности, замкнутость.
  3. Нарушение внимания со снижением качества учебы, отсутствие планов на

будущее.

  1. Уход от контактов, изоляция от друзей.
  2. Стремление к тому, чтобы оставили в покое.
  3. Неспособность сконцентрироваться.
  4. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам.
  5. Употребление алкоголя или таблеток.
  6. Посещение врача без очевидной надобности.
  7. Расставание с дорогими вещами или деньгами.
  8. Подведение итогов, приведение дел в порядок.
  9. Повышенная неприязнь к себе, чувство вины, упреки в свой адрес,

ощущение бесполезности, ненужности.

  1. Потеря интереса к увлечениям.
  2. Пренебрежительное отношение к своей внешности.

 

 Ситуационные признаки:

  1. Социальная изоляция (не имеет друзей, чувствует себя отверженным).
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях

с родителями, родителей друг с другом; алкоголизм — личная илисемейная

проблема).

  1. Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального)
  2. Предпринимал раньше попытки суицида.
  3. Перенес тяжелую потерю (смерть близких, развод родителей).
  4. Переживает несчастную любовь.
  5. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Более точно определить ситуацию ребёнка поможет заполнение классным руко-водителем «Кейс-карты классного руководителя по решению проблемы ребёнка». (Приложение 1) и соотнесение результатов кейс-карты с маркерамисуицидального риска. Основная задача классного руководителя — проявление заботы и поддержки ребёнку, выяснение, что происходит с ребенком. Классному руководителю важно оценить, что беспокоит, тревожит ребёнка в жизни на данный момент, с чем связано его состояние угнетённости, резкие изменения в поведении. Классному руководителю, одному из первых следует оценить внешние ресурсы поддержки ребёнка. Кто является теми людьми, которые важны для ребёнка, способны удержать его в живых, значимы для него.

Суицидологи выделяют три класса внешних ресурсов, помогающих в поддержке внутреннего баланса: значимые для ребёнка люди, интересное личностно-значимое дело(работа, учёба) и специфические аспекты «я».

Эти ресурсы являются одновременно и средствами превенции, и факторами, усиливающими позитивные тенденции в развитии ситуации, позволяющими сущест-венно увеличить шансы человека на выживание в сложной ситуации. Подчеркнём, что, если наблюдается сочетание нескольких маркеров, помощь ребёнку необходима срочно. Если педагог обнаружил у ребёнка признаки депрессивного состояния, суици-дальные мысли, факты нанесения себе физического вреда, необходимо незамедлитель-но (сохраняя конфиденциальностьпо отношению к третьим лицам, этические нормы) оперативно информировать родителей ребёнка и администрацию образовательной организации.

Классный руководитель, зная основные маркеры готовящегося суицида или суи-цидальных намерений, способен компетентно оказать эффективную помощь детям в сложных, кризисных ситуациях и привлечь необходимых специалистов к решению проблем ребёнка.

 

Каковы общие рекомендации для организации классным руководителем профи-лактики суицидального риска у обучающихся?

Классный руководитель является в школе основной фигурой организации вос-питательной работы с классным коллективом. Доверительность, открытость в отноше-ниях с детьми строится педагогом ежедневно. Внимание, ненавязчивая забота взрос-лого по отношению к каждому ребёнку в классе способствует более полному понима-нию состояний детей, их настроения, степени включенности в школьную жизнь. Классному руководителю важно знать об особенностях поведения обучающихся, которые должны насторожить педагога и требуют более полной информации о происходящем в жизни ребёнка.

К таким особенностям поведения необходимо отнести:

  • устойчивое в течение 2-х и более недель снижение настроения с преобладанием переживаний безнадёжности, одиночества, безысходности;
  • резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам; · любые резкие изменения в привычном поведении (например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься, пропускает занятия; стал более импульсивным, эмоциональным или замкнутым);
  • прямые или косвенные заявления о желании умереть, убить себя, нежелании продолжать жизнь (даже если педагогу кажется, что эти заявления носят демонстративно-шантажный характер);
  • рискованное, самоповреждающее поведение: агрессивное поведение (вербальное, физическое) по отношению к окружающим; факты употребленияПАВ, алкоголя;
  • факты ухода из дома.

В рамках организации профилактической работы в классном коллективе важно обеспечить незамедлительное информирование руководителя общеобразовательной организации в случае получения сведений о суицидальных намерениях ребёнка или подозрения на возможный суицидальный риск. Выявлению факторов суицидального риска способствует проведение классных часов в формате Круга сообщества с целью первичного выявления у несовершеннолетних отношения к ценностям здоровья, жизни, друзьям, жизненным проблемам и неприятностям.

Классным руководителям можно рекомендовать вести общение с детьми через разные социальные сети с целью мониторинга личных страниц учащихся на предмет выявления информации, которая может свидетельствовать о возможных суицидаль-ных рисках. В рамках организованной воспитательной работы с детьми могут быть выявлены ситуации, наличие которых в жизни ребёнка требует повышенного внима-ния со стороны педагога:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорби-тельная, несправедливая, глубоко ранящая (при этом объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка);
  • отвержение сверстниками, травля (в том числе, в социальных сетях);

несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

  • объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание);
  • случаи суицида (попытки в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников);
  • нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, предпочтение родителями одного ребёнка другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
  • личная неудача обучающегося на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
  • ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником;
  • резкое изменение социального окружения или уклада жизни (например, в результате смены места жительства).

В случае выявления указанной информации необходимо незамедлительно ин-формировать руководителя общеобразовательной организации. Следует подчеркнуть, что, по мнению Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимой в отно-шении самоубийства возрастной группой являются старшиеподростки в возрасте от 14 до 19 лет, и младше.

Важной рекомендацией классным руководителям является обеспечение качест-венной воспитательной работы с несовершеннолетними при использовании форм ра-боты, способствующих организации дискуссионных площадок по проблемным темам и вопросам, волнующим современную молодежь, в том числе по вопросу развития на территории региона позитивных общественно-значимых организаций. Для проведения профилактической работы с классным коллективом бесценной формой работы являет-ся классный час. Очень важно отметить, что профилактический классный час может проводиться с использованием различных воспитательных технологий.

Классным руководителям необходимо проинформировать родителей о наличии информационных стендов в образовательной организации с разъяснением норм уголовной и административной ответственности за противоправное поведение и с указанием контактных телефонов территориальных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о функционировании служб психологической и психолого-терапевтической помощи гражданам ДНР, находящихся в сложной и кризисной ситуации.

Необходимо привлечь внимание родителей, обучающихся к информации о возможности в любой трудной ситуации обратиться в круглосуточный «Детская телефонная линия» «Телефон доверия» по номеру 8-801-100-16, экстренная психологическая помощь +375(029)101-73-73

Классным руководителям необходимо познакомить родителей (законных представителей) несовершеннолетних с рекомендациями по минимизации суицидальных рисков у подростков как наиболее уязвимой категории несовершеннолетних по риску суицидального поведения. (Приложение 2):

  • усилить контроль за детьми, обратив внимание на хобби (особенно необычное), поведение, общение, друзей, записи в учебных тетрадях, изображения странной символики;
  • проверить содержимое мобильного телефона, компьютера, страничек в соцсетях Интернета с целью выявления опасной для ребенка информации («группы смерти», секты, преступные группировки и др.);
  • держать на контроле гуляние ребенка на улице и не допускать его на улицу в вечернее (после 22 часов) и ночное время одного без сопровождения взрослого;
  • постоянно проводить беседы с несовершеннолетними о возможных социальных рисках и опасностях;
  • обучать несовершеннолетнего правилам безопасного поведения, проинформировать о телефоне доверия;
  • искать альтернативы для своего ребенка: занятия в дополнительных образовательных организациях, спортивных секциях, туристических клубах в объединениях патриотической направленности.

Классным руководителям необходимо обеспечить максимальное участие учащихся во всех формах профилактической работы образовательной организации. Распространять буклеты, информационные листы с разъяснением норм уголовной и административной ответственности за противоправное поведение с указанием контактных телефонов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Осуществлять профилактическую работу с учащимися на основе таких принципов профилактики, как комплексность; учет возрастных особенностей детей; опережающий характер профилактики; конструктивно-позитивный характер профилактики; принцип запретной информации (исключить информацию о суицидальных попытках и способах самоповреждающего поведения), сосредоточить внимание на информировании о рисках и последствиях участия подростков в группах в сети Интернет.

Выделенные аспекты профилактики ориентируют на тщательный отбор содержания и методик профилактической работы, так как несоблюдение данных принципов профилактики может иметь обратный эффект — «натолкнуть» на суицидальные мысли. Кружки, секции, факультативы, организованные в образовательных организациях, должны включать обучающихся в альтернативную (самоповреждающему поведению), личностно и социально значимую для несовершеннолетних деятельность.

Необходимо обеспечить комплекс психолого-педагогических условий, направленных на профилактику любых суицидальных рисков в детской среде, включающую в себя:

- выделение ключевых позитивных параметров образовательной среды;

- организацию психолого-педагогического сопровождения и превенции как его направления;

- обучение родителей навыкам раннего распознавания противоправного поведения несовершеннолетних и рисков вовлечения в группы в сети Интернет, направленные на формирование у детей различных форм саморазрушающего поведения;

 - взаимодействие с психологической и другими службами в системе образования по предотвращению суицидальных рисков у обучающихся.

Формировать у обучающихсяв процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение правовых норм, находящих одобрение и поддержку среди сверстников в школе, где с раннего возраста закладываются предпосылки социально здорового, а не саморазрушающего поведения. Одним из факторов риска саморазрушающего и суицидального поведения подростков является низкий уровень социально-психологической компетентности (навыков управления эмоциональными состояниями, общения, противостояния манипуляциям, конструктивного поведения в конфликтной ситуации и др.). Для формирования указанных навыков в содержание работы образовательных организаций рекомендуется включать методы социально-психологических тренингов и игр (ролевых, моделирующих), которые может проводитьпедагог-психологобразовательного учреждения. Необходимо вносить актуальные коррективы в систему профилактической работы с несовершеннолетними на уровне образовательной организации, детского коллектива, так как именно комфортная, безопасная среда класса, школы имеет огромные ресурсы и обеспечивает значимые результаты в проведении профилактической работы по данной проблеме.

 

 

Приложение 1.

КЕЙС-КАРТА по решению проблемы

 

обучающегося (щейся) (ФИО, класс) ________________________________

п/п

Вопросы

Беспокоящие и тревожащие ситуации

1

В чем, может  заключаться проб-лема?

 

2

Что предположительно чувствует ребенок, в связи с обозначенной проблемой (ситуацией)?

 

3

Опишите проблему (ситуацию) глазами ребенка?

 

4

Что было успешным из предпри-нятых Вами действий по данной проблеме, хотя бы частично?

 

5

Что   Вы   можете еще   предпри-нять?

 

6

Какие у вас есть еще варианты дальнейшего поведения для ре-шения проблемы (ситуации)?

 

7

Какие будут последствия у каж-дого предпринятого варианта?

 

8

Какой вариант Вам кажется са-мым наилучшим?

 

9

Распишите по шагам, как этот вариант Вы предполагаете осу-ществить?

 

10

Какие ресурсы Вам необходимы

для осуществления задуманного варианта?

 

11

Кто   может  быть  помощником/

партнером в решении обозначен-ной проблемы?

 

 

 

Классный руководитель ____________________ (ФИО)

 

 

 

Приложение 2

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО И САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

Уважаемые родители! Если Вы держите этот текст в руках, значит, предложенная тема Вам не безразлична и Вы готовы активно подключиться к решению этой горькой и сложной проблемы вместе с нами. К большому сожалению, проблема детского и подросткового самоповреждающего поведения  очень остро стоит в современном мире,  поэтому любые инициативы в её решении могут только поощряться и продвигаться.

МЫ МОЖЕМ ВМЕСТЕ ПОМОЧЬ НАШИМ ДЕТЯМ, ПОДДЕРЖАТЬ ИХ В ТРУДНУЮ МИНУТУ И ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕОБДУМАННЫХ ПОСТУПКОВ!

СУИЦИД — намеренное, умышленное лишение себя жизни — может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

 - переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

 - боязнь позора, насмешек или унижения; - страх наказания, нежелание извиниться;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность; - чувство мести, злобы, протеста;

- угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

 - сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Выделяют словесные, поведенческие и ситуационные признаки суицидального риска.

Словесные признаки

  1. Прямо или косвенно говорит о своем намерении:

-«Лучше бы мне умереть»;

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»;

- «Скоро все проблемы будут решены» и т. п.

  1. Много шутит на тему самоубийства.
  2. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
  3. Медленная маловыразительная речь.
  4. Уверения в беспомощности и зависимости от других.
  5. Высказывания самообвинения.

 

Поведенческие признаки:

  1. Любые изменения в настроении и поведении, отдаляющие от близких людей.
  2. Снижение жизненной активности, замкнутость.
  3. Нарушение внимания со снижением качества учебы, отсутствие планов на

будущее.

  1. Уход от контактов, изоляция от друзей.
  2. Стремление к тому, чтобы оставили в покое.
  3. Неспособность сконцентрироваться.
  4. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам.
  5. Употребление алкоголя или таблеток.
  6. Посещение врача без очевидной надобности.
  7. Расставание с дорогими вещами или деньгами.
  8. Подведение итогов, приведение дел в порядок.
  9. Повышенная неприязнь к себе, чувство вины, упреки в свой адрес,

ощущение бесполезности, ненужности.

  1. Потеря интереса к увлечениям.
  2. Пренебрежительное отношение к своей внешности.

 

 Ситуационные признаки:

  1. Социальная изоляция (не имеет друзей, чувствует себя отверженным).
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях

с родителями, родителей друг с другом; алкоголизм — личная илисемейная

проблема).

  1. Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального)
  2. Предпринимал раньше попытки суицида.
  3. Перенес тяжелую потерю (смерть близких, развод родителей).
  4. Переживает несчастную любовь.
  5. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Ребенок может прямо говорить о самоповреждающих действиях, может рассуждать о бессмысленности жизни, о том, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы типа «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. Кроме перечисленных выделяется еще несколько признаков готовности ребенка к самоубийству, на появление одного-двух из которых следует обратить ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или, наоборот, признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь? Если вы заметили у ребенка самоповреждающие наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о самоубийстве внезапно, если ребенок сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить, какова причина, и какова цель планируемого действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к частному психологу, педагогу-психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей, покушающихся на свою жизнь, — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если Вами-родителями замечена склонность ребенка к самоповреждению, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. 8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

 

Уважаемые родители!

Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте возникающие проблемы. Учите детей разрешать их, внушайте уверенность в себе и оптимизм. Если у вас возникают какие-либо вопросы и сомнения, вы чувствуете тревогу и опасение по поводу состояние вашего ребенка, обращайтесь за помощью к специалистам. Не стоит полагаться на время и на то, что когда-нибудь ситуация сама разрешится. Проявите бдительность. Специалисты помогут найти выход из трудной для вашего ребенка ситуации.

свернуть

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях

Группы риска наиболее подвержены суициду

В своей работе социальный педагог и психолог, решая проблемы профилактики суицида, должны прежде всего обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.

1.Наследственные суициды.

Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.

2.Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).

Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.

3.Дети-инвалиды.

Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.

4.Трудные подростки.

Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.

5.Беспризорники.

Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.

6.Неформальные группы.

 

Педагоги обязаны знать признаки суицидального поведения

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

  • cловесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

  • поведенческие признаки
  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

ситуационные признаки

 Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема).
  3. Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критично настроен по отношению к себе.

 

Причины и мотивы суицида у подростков

Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

Но простить учителю насмешки, оскорбления, он не сможет. Да и с чувством юмора надо обращаться в общении с подростком поосторожнее.

Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.

Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями.

Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.

В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.

Указанная категория совершает самоубийства, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. В предсуицидальном периоде у подростков выявляются различные варианты депрессивных состоянии и ситуационных реакций.

Итак, существует множество факторов и особенностей, влияющих на суицидальное поведение подростков. Но для оценки риска необходимо учитывать не только суицидальные, но и антисуицидальные факты:

  • нежелание вызвать отрицательные переживания у близких;
  • чувство долга к родителями;
  • представление о греховности, позорности самоубийства,
  • боязнь физических страданий;
  • любовь к жизни.

Сегодня также стоит остро проблема адаптации детей в школьной среде Особого внимания требуют дети, прибывшие из других школ города. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье.

Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. К сожалению, не в каждой семье ребенок получает любовь, ласку и сопереживание.

Все же надо признать, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе.

Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.

И в то же время в периоды динамического развития или деградации наблюдается относительное сокращение числа суицидов.

 

Рекомендации родителям

  1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
  2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
  3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
  4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом - акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».
  5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:

помогите выбрать телепрограмму по интересам;

читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;

ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск; словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.

  1. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
  2. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице... Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.
  3. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

не критикуйте его недостатки;

не упрекайте, не обвиняйте его;

не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;

не шантажируйте друг друга властью над ребенком.

 

Рекомендация для педагогов и психологов

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время.

При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

  1. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка.
  2. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого.
  3. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Понимающий педагог, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.

  1. Что можно сделать для того, чтобы помочь
  • Подбирайте ключи к разгадке суицида.
  • Примите суицидента как личность.
  • Установите заботливые взаимоотношения.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Не спорьте.
  • Не предлагайте неоправданных утешений.
  • Предложите конструктивные подходы.
  • Вселяйте надежду.
  • Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
  • Обратитесь за помощью к специалистам.
  • Важность сохранения заботы и поддержки.

 

В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности

Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)

  • Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;
  • Высокая степень нарциссического самопознания;
  • Независимость и осознание себя;
  • Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников, потребность вписаться в группу;
  • Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
  • Пик эгоизма;
  • Сильная застенчивость;
  • Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;
  • Частое ощущение, что тебя никто не понимает.

Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)

  • Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного пола;
  • Возможность абстрактно мыслить и планировать;
  • Сильное влияние культуры сверстников;
  • Попытка определить свои возможности, желания;
  • Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;
  • Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.

Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.

Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.

Исследования врачей - психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.

 

 

свернуть

Что нужно знать о суицидах?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.

                                                            Классификация

  • Прямое суицидальное поведение— суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.
  • Непрямое суицидальное поведение— подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

Возрастные особенности суицидального поведения

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

Факторы и ситуации суицидального риска

Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:

  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами.
  • Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
  • Крушение романтических отношений.
  • Неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу.
  • Заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
  • У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.
  • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
  • Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
  • Среди подростков в возрасте 14 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.
  • С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
  • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Иными словами, самая большая степень риска – это когда у человека есть средства, возможность и конкретный план совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.

Способы информирования о намерении суицида

Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Маркеры суицидального состояния

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители.

  • Часто грустное настроение, периодический плач.
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Сложности концентрации внимания.
  • Значительные изменения сна и аппетита.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Примерная шкала оценки суицидального риска

(рекомендации ВОЗ)

  1. Риск отсутствует.По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.
  2. Незначительный.Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом.
  3. Умеренный.На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.
  4. Высокий.Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.

 

свернуть

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст неизбежно связан с возникновением кризисных состояний у большинства детей. Уважаемые родители, для того, чтобы не допустить возникновения острых кризисов у вашего ребёнка, следуйте предложенным рекомендациям.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Любой психологический кризис имеет психофизиологическую основу. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

свернуть

Рэкамендацыі па фарміраванні ў дзіцяці пазітыўнага стаўлення да жыцця

  • Обсудить с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  • Проговорить с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  • Дать ему рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
  • Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  • Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
  • Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  • Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
  • Не опаздывать с ответами на вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  • Постараться сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  • Учить ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?..»
  • Не обсуждать при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  • Развивать чувство юмора у ребёнка.
  • Акцентировать внимание ребёнка на удачах, на положительных моментах жизни. Трудности бывают у всех, но они преодолимы и в целом жизнь прекрасна!

Позитивное отношение к жизни - путь к гармонии и счастью

«Если вам достался лимон — сделайте из него лимонад»

Дейл Карнеги

Позитивное отношение

Что такое позитивное отношение?  В первую очередь, это наличие у человека позитивного мышления. Мышление со знаком плюс – это фундамент, на котором строится наше позитивное отношение ко всему окружающему миру – к жизни, к людям и к самому себе.

В чем проявляется позитивное отношение?

  • Оптимизм и мотивация
  • Позитивное и творческое мышление
  • Самоуважение и вера в себя
  • Вдохновение и ожидание успеха
  • Принятие проблем и неудач
  • Поиск решений и возможностей

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ к окружающему миру обладает одной интересной способностью – оно ИЗМЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ! Причем в лучшую сторону! Положительный взгляд на вещи непременно приводит к Счастью и Успеху!

Какие преимущества у позитивного мышления?

  • Привносит в жизнь больше положительных эмоций
  • Придает уверенности в себе и наполняет энергией
  • Помогает быстрому достижению целей
  • Дает вдохновение на мотивацию себя и других
  • Проблемы исчезают или легче переносятся
  • Вы растете в глазах других
  • Жизнь улыбается вам в ответ

Позитивное отношение к жизни

Что это значит — «позитивно относиться к жизни»?

«Да чего тут разъяснять» — скажут многие. Все очень просто – радостней смотри на жизнь, будь веселым, всегда в настроении – и всех делов.

На первый взгляд это действительно просто. Но почему тогда не каждому это удается? Почему не все люди относятся к жизни позитивно?

Все дело в препятствиях. В преградах и барьерах на нашем пути. Вернее, не в них, а в нашей реакции на них.

Проблемы бывают у всех

Просто очень многие воспринимают их как какое-то наказание, как что-то фатальное, чуть ли не как «Божью кару». И начинают себя соответственно вести – падать духом, вешать нос, впадать в уныние – делая свою жизнь и жизнь окружающих просто невыносимой. «Да за что мне это?» «Когда же это все закончится?», «Почему именно я?» — часто слышим мы от них. И таких людей большинство среди нас. Их легко узнать по хмурым и серым лицам, потухшим взглядам, опущенным головам и отсутствию улыбки. Знакомая картина?

А есть и другая категория. У них тоже в жизни случаются проблемы и неприятности, но только они относятся к ним по-другому. Эти люди привыкли рассматривать ПРЕПЯТСТВИЯ на пути к мечте как новую ВОЗМОЖНОСТЬ. Возможность роста! Преодолеть барьер – значит стать сильнее и перейти на другой уровень. Такие люди верят в свои силы и идут к своей цели, несмотря ни на что!

Вот это и есть позитивное отношение к жизни – с легкостью справляться с жизненными трудностями. Принимая его в свою жизнь и делая такое отношение своей привычкой, вы избегаете беспокойства, страхов, негативных реакций и привлекаете положительные перемены, счастье и успех. 

Помните, что на любую проблему можно посмотреть двояко – как на возможность или как на тупик. И выбор всегда остается за вами.

Люди, относящиеся к жизни позитивно, любую проблему всегда будут рассматривать только как возможность.

«Как мне можно это использовать?»

«Какой урок я могу из этого вынести?»

«Что Вселенная хочет этим сказать?» — такие вопросы они задают себе в первую очередь.

Позитивное отношение к жизни – главный стержень этих людей. Нет ничего невозможного и фатального. Нет плохих или хороших событий. Есть только наше ОТНОШЕНИЕ к ним. Позитивное или негативное.

Делайте ваш выбор! Становитесь на позитивную сторону жизни!

 Что нужно делать, чтобы позитивное отношение к жизни закрепилось у вас на «глубинном уровне», перешло в подсознание и стало повседневной привычкой? Есть несколько правил и рекомендаций, регулярное выполнение которых способно сделать из вас позитивного человека.

7 правил позитивного отношения к жизни

  • Каждый вечер перед сном вспоминайте, что хорошего случилось с вами за день.
  • Всеми своими успехами (даже самыми маленькими) делитесь с другими людьми.
  • Чаще смейтесь над самим собой, не бойтесь этого.
  • Если вам грустно или вы в тяжелой ситуации, вспомните смешное событие, веселую историю, почитайте анекдоты или посмотрите комедию.
  • Зарядитесь позитивом сами и передавайте его окружающим. Для этого начинайте каждое утро с позитивных мыслей.
  • Улыбайтесь! Как можно чаще и от души, знакомым и незнакомым людям. Улыбайтесь сами себе. Начинайте каждое утро с улыбки.
  • Любую проблему оценивайте с позиции потенциальной возможности. Всегда задавайте себе следующие вопросы: «Для чего мне дана эта ситуация?», «Как и где я могу это использовать?». Сделайте это своим полезным опытом.

Позитивное отношение к людям

В чем проявляется позитивное отношение к людям?

Те, кто положительно настроен к окружающим, видят, в первую очередь, только хорошее в человеке. Они общительны и доброжелательны, на их лицах всегда играет приветливая улыбка. Все это позволяет им без проблем сближаться с людьми и получать в ответ такое же позитивное отношение.

4 преимущества позитивного отношения к людям

  1. Позитивно настроенные люди более счастливы в жизни.

То, что Позитив и Счастье – близнецы-братья, известно уже очень давно. Хорошее отношение к окружающим делает человека счастливее уже хотя бы потому, что у него практически не бывает конфликтов и всяких негативных ситуаций в жизни, что уже можно назвать счастьем в наше время тотальных стрессов.

  1. Позитивное отношение благоприятно влияет на здоровье.

То, что позитивное отношение и здоровье глубоко взаимосвязаны – доказанный медицинской наукой факт. Люди, мыслящие позитивно, выздоравливают в разы быстрее, лучше реагируют на лечение и значительно быстрее идут на поправку.

  1. Люди, позитивно настроенные по отношению к другим, также относятся и к самому себе.

Они находятся в полной гармонии и согласии с собой, они себя уважают. В общем, позитивное отношение к себе начинается с позитивного отношения к другим.

  1. Позитивные люди – пример для подражания.

К ним тянутся, как к свету, за ними идут, в их обществе хочется находиться. Свое отношение к миру такие люди распространяют вокруг, они излучают его. А значит, делают наш мир лучше, добрее и позитивнее!

Формирование позитивного отношения

Разумеется, формирование позитивного отношения – дело не одной минуты, требует затрат времени и в идеале должно стать хорошей привычкой.

Советы, приведенные ниже, позволяют развить в себе позитивный взгляд на мир, стать оптимистом по жизни и научиться замечать вокруг только хорошее.

  • Ищите больше поводов для радости.
  • Равняйтесь на позитивных и счастливых людей.
  • Убедитесь в невыгодности и полной бесполезности негативного отношения.
  • Верьте в себя и в поддержку окружающих вас людей.
  • Оставайтесь оптимистом в любых ситуациях (делайте из лимона лимонад).
  • Читайте позитивную литературу.
  • Контролируйте свои мысли.
  • Повторяйте позитивные и вдохновляющие вас утверждения.

Оптимистами не рождаются – ими становятся!

свернуть