Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Першамайская сярэдняя школа Слуцкага раёна"
Наиболее частым запросом со стороны классных руководителей, которые постоянно общаются с ребёнком в школе и находятся ближе всего к нему, является информация о том, как определить, что с ребенком происходят проблемы, на какие поведенческие маркеры необходимо обращать внимание и как предупреждать возникновение кризисных, сложных ситуаций. Что необходимо знать классному руководителю, чтобы предотвратить угрозу суицидального (самоповреждающего) риска у подростков?
По мнению Ю. А. Клейберга, «самоубийство — явление сугубо антропологи-ческое и является привилегией исключительно человека… Самоубийство как социаль-но-психологическое явление — порождение общества, обусловлено социальными и психологическими причинами.
Классным руководителям необходимо понимать, что самоповреждающее пове-дение не является случайным, а подобные риски могут возникать при определённых условиях у детей, особенно у подростков. Суицид, по мнению ряда учёных, имеет важные характеристики, зная которые педагоги могут осуществлять превентивные функции более компетентно и качественно.
Следует отметить, что суицидальное поведение подростков может быть демон-стративным, связанным с желанием привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие или добиться своих целей. Несмотря на то, что суицид в данном случае, скорее всего, носит манипулятивный характер, стоит обратить на него внимание и поговорить с ребенком о том, что он чувствует, переживает или пытается достигнуть, и попытаться объяснить ему, что суицид — это не выход из ситуации. Опасность представляет воз-можный риск того, что демонстративная попытка случайно станет реальной («заигра-ется», не справится с эмоциями и т. д.)
Существуют некоторые общие маркеры самоубийств, на которые взрослым сто-ит обращать внимание, если они хотят предупредить подобное поведение у детей.
Выделяют словесные, поведенческие и ситуационные признаки суицидального риска.
Словесные признаки
-«Лучше бы мне умереть»;
- «Я больше не буду ни для кого проблемой»;
- «Скоро все проблемы будут решены» и т. п.
Поведенческие признаки:
будущее.
ощущение бесполезности, ненужности.
Ситуационные признаки:
с родителями, родителей друг с другом; алкоголизм — личная илисемейная
проблема).
Более точно определить ситуацию ребёнка поможет заполнение классным руко-водителем «Кейс-карты классного руководителя по решению проблемы ребёнка». (Приложение 1) и соотнесение результатов кейс-карты с маркерамисуицидального риска. Основная задача классного руководителя — проявление заботы и поддержки ребёнку, выяснение, что происходит с ребенком. Классному руководителю важно оценить, что беспокоит, тревожит ребёнка в жизни на данный момент, с чем связано его состояние угнетённости, резкие изменения в поведении. Классному руководителю, одному из первых следует оценить внешние ресурсы поддержки ребёнка. Кто является теми людьми, которые важны для ребёнка, способны удержать его в живых, значимы для него.
Суицидологи выделяют три класса внешних ресурсов, помогающих в поддержке внутреннего баланса: значимые для ребёнка люди, интересное личностно-значимое дело(работа, учёба) и специфические аспекты «я».
Эти ресурсы являются одновременно и средствами превенции, и факторами, усиливающими позитивные тенденции в развитии ситуации, позволяющими сущест-венно увеличить шансы человека на выживание в сложной ситуации. Подчеркнём, что, если наблюдается сочетание нескольких маркеров, помощь ребёнку необходима срочно. Если педагог обнаружил у ребёнка признаки депрессивного состояния, суици-дальные мысли, факты нанесения себе физического вреда, необходимо незамедлитель-но (сохраняя конфиденциальностьпо отношению к третьим лицам, этические нормы) оперативно информировать родителей ребёнка и администрацию образовательной организации.
Классный руководитель, зная основные маркеры готовящегося суицида или суи-цидальных намерений, способен компетентно оказать эффективную помощь детям в сложных, кризисных ситуациях и привлечь необходимых специалистов к решению проблем ребёнка.
Каковы общие рекомендации для организации классным руководителем профи-лактики суицидального риска у обучающихся?
Классный руководитель является в школе основной фигурой организации вос-питательной работы с классным коллективом. Доверительность, открытость в отноше-ниях с детьми строится педагогом ежедневно. Внимание, ненавязчивая забота взрос-лого по отношению к каждому ребёнку в классе способствует более полному понима-нию состояний детей, их настроения, степени включенности в школьную жизнь. Классному руководителю важно знать об особенностях поведения обучающихся, которые должны насторожить педагога и требуют более полной информации о происходящем в жизни ребёнка.
К таким особенностям поведения необходимо отнести:
В рамках организации профилактической работы в классном коллективе важно обеспечить незамедлительное информирование руководителя общеобразовательной организации в случае получения сведений о суицидальных намерениях ребёнка или подозрения на возможный суицидальный риск. Выявлению факторов суицидального риска способствует проведение классных часов в формате Круга сообщества с целью первичного выявления у несовершеннолетних отношения к ценностям здоровья, жизни, друзьям, жизненным проблемам и неприятностям.
Классным руководителям можно рекомендовать вести общение с детьми через разные социальные сети с целью мониторинга личных страниц учащихся на предмет выявления информации, которая может свидетельствовать о возможных суицидаль-ных рисках. В рамках организованной воспитательной работы с детьми могут быть выявлены ситуации, наличие которых в жизни ребёнка требует повышенного внима-ния со стороны педагога:
несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
В случае выявления указанной информации необходимо незамедлительно ин-формировать руководителя общеобразовательной организации. Следует подчеркнуть, что, по мнению Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимой в отно-шении самоубийства возрастной группой являются старшиеподростки в возрасте от 14 до 19 лет, и младше.
Важной рекомендацией классным руководителям является обеспечение качест-венной воспитательной работы с несовершеннолетними при использовании форм ра-боты, способствующих организации дискуссионных площадок по проблемным темам и вопросам, волнующим современную молодежь, в том числе по вопросу развития на территории региона позитивных общественно-значимых организаций. Для проведения профилактической работы с классным коллективом бесценной формой работы являет-ся классный час. Очень важно отметить, что профилактический классный час может проводиться с использованием различных воспитательных технологий.
Классным руководителям необходимо проинформировать родителей о наличии информационных стендов в образовательной организации с разъяснением норм уголовной и административной ответственности за противоправное поведение и с указанием контактных телефонов территориальных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о функционировании служб психологической и психолого-терапевтической помощи гражданам ДНР, находящихся в сложной и кризисной ситуации.
Необходимо привлечь внимание родителей, обучающихся к информации о возможности в любой трудной ситуации обратиться в круглосуточный «Детская телефонная линия» «Телефон доверия» по номеру 8-801-100-16, экстренная психологическая помощь +375(029)101-73-73
Классным руководителям необходимо познакомить родителей (законных представителей) несовершеннолетних с рекомендациями по минимизации суицидальных рисков у подростков как наиболее уязвимой категории несовершеннолетних по риску суицидального поведения. (Приложение 2):
Классным руководителям необходимо обеспечить максимальное участие учащихся во всех формах профилактической работы образовательной организации. Распространять буклеты, информационные листы с разъяснением норм уголовной и административной ответственности за противоправное поведение с указанием контактных телефонов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Осуществлять профилактическую работу с учащимися на основе таких принципов профилактики, как комплексность; учет возрастных особенностей детей; опережающий характер профилактики; конструктивно-позитивный характер профилактики; принцип запретной информации (исключить информацию о суицидальных попытках и способах самоповреждающего поведения), сосредоточить внимание на информировании о рисках и последствиях участия подростков в группах в сети Интернет.
Выделенные аспекты профилактики ориентируют на тщательный отбор содержания и методик профилактической работы, так как несоблюдение данных принципов профилактики может иметь обратный эффект — «натолкнуть» на суицидальные мысли. Кружки, секции, факультативы, организованные в образовательных организациях, должны включать обучающихся в альтернативную (самоповреждающему поведению), личностно и социально значимую для несовершеннолетних деятельность.
Необходимо обеспечить комплекс психолого-педагогических условий, направленных на профилактику любых суицидальных рисков в детской среде, включающую в себя:
- выделение ключевых позитивных параметров образовательной среды;
- организацию психолого-педагогического сопровождения и превенции как его направления;
- обучение родителей навыкам раннего распознавания противоправного поведения несовершеннолетних и рисков вовлечения в группы в сети Интернет, направленные на формирование у детей различных форм саморазрушающего поведения;
- взаимодействие с психологической и другими службами в системе образования по предотвращению суицидальных рисков у обучающихся.
Формировать у обучающихсяв процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение правовых норм, находящих одобрение и поддержку среди сверстников в школе, где с раннего возраста закладываются предпосылки социально здорового, а не саморазрушающего поведения. Одним из факторов риска саморазрушающего и суицидального поведения подростков является низкий уровень социально-психологической компетентности (навыков управления эмоциональными состояниями, общения, противостояния манипуляциям, конструктивного поведения в конфликтной ситуации и др.). Для формирования указанных навыков в содержание работы образовательных организаций рекомендуется включать методы социально-психологических тренингов и игр (ролевых, моделирующих), которые может проводитьпедагог-психологобразовательного учреждения. Необходимо вносить актуальные коррективы в систему профилактической работы с несовершеннолетними на уровне образовательной организации, детского коллектива, так как именно комфортная, безопасная среда класса, школы имеет огромные ресурсы и обеспечивает значимые результаты в проведении профилактической работы по данной проблеме.
Приложение 1.
КЕЙС-КАРТА по решению проблемы
обучающегося (щейся) (ФИО, класс) ________________________________
№ п/п |
Вопросы |
Беспокоящие и тревожащие ситуации |
1 |
В чем, может заключаться проб-лема? |
|
2 |
Что предположительно чувствует ребенок, в связи с обозначенной проблемой (ситуацией)? |
|
3 |
Опишите проблему (ситуацию) глазами ребенка? |
|
4 |
Что было успешным из предпри-нятых Вами действий по данной проблеме, хотя бы частично? |
|
5 |
Что Вы можете еще предпри-нять? |
|
6 |
Какие у вас есть еще варианты дальнейшего поведения для ре-шения проблемы (ситуации)? |
|
7 |
Какие будут последствия у каж-дого предпринятого варианта? |
|
8 |
Какой вариант Вам кажется са-мым наилучшим? |
|
9 |
Распишите по шагам, как этот вариант Вы предполагаете осу-ществить? |
|
10 |
Какие ресурсы Вам необходимы для осуществления задуманного варианта? |
|
11 |
Кто может быть помощником/ партнером в решении обозначен-ной проблемы? |
|
Классный руководитель ____________________ (ФИО)
Приложение 2
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО И САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Уважаемые родители! Если Вы держите этот текст в руках, значит, предложенная тема Вам не безразлична и Вы готовы активно подключиться к решению этой горькой и сложной проблемы вместе с нами. К большому сожалению, проблема детского и подросткового самоповреждающего поведения очень остро стоит в современном мире, поэтому любые инициативы в её решении могут только поощряться и продвигаться.
МЫ МОЖЕМ ВМЕСТЕ ПОМОЧЬ НАШИМ ДЕТЯМ, ПОДДЕРЖАТЬ ИХ В ТРУДНУЮ МИНУТУ И ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕОБДУМАННЫХ ПОСТУПКОВ!
СУИЦИД — намеренное, умышленное лишение себя жизни — может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения; - страх наказания, нежелание извиниться;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность; - чувство мести, злобы, протеста;
- угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Выделяют словесные, поведенческие и ситуационные признаки суицидального риска.
Словесные признаки
-«Лучше бы мне умереть»;
- «Я больше не буду ни для кого проблемой»;
- «Скоро все проблемы будут решены» и т. п.
Поведенческие признаки:
будущее.
ощущение бесполезности, ненужности.
Ситуационные признаки:
с родителями, родителей друг с другом; алкоголизм — личная илисемейная
проблема).
Ребенок может прямо говорить о самоповреждающих действиях, может рассуждать о бессмысленности жизни, о том, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы типа «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. Кроме перечисленных выделяется еще несколько признаков готовности ребенка к самоубийству, на появление одного-двух из которых следует обратить ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:
Что делать? Как помочь? Если вы заметили у ребенка самоповреждающие наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о самоубийстве внезапно, если ребенок сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить, какова причина, и какова цель планируемого действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к частному психологу, педагогу-психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей, покушающихся на свою жизнь, — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если Вами-родителями замечена склонность ребенка к самоповреждению, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Уважаемые родители!
Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте возникающие проблемы. Учите детей разрешать их, внушайте уверенность в себе и оптимизм. Если у вас возникают какие-либо вопросы и сомнения, вы чувствуете тревогу и опасение по поводу состояние вашего ребенка, обращайтесь за помощью к специалистам. Не стоит полагаться на время и на то, что когда-нибудь ситуация сама разрешится. Проявите бдительность. Специалисты помогут найти выход из трудной для вашего ребенка ситуации.
Группы риска наиболее подвержены суициду
В своей работе социальный педагог и психолог, решая проблемы профилактики суицида, должны прежде всего обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.
1.Наследственные суициды.
Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.
2.Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).
Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.
3.Дети-инвалиды.
Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.
4.Трудные подростки.
Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.
5.Беспризорники.
Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.
6.Неформальные группы.
Педагоги обязаны знать признаки суицидального поведения
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
– ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
Причины и мотивы суицида у подростков
Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.
Но простить учителю насмешки, оскорбления, он не сможет. Да и с чувством юмора надо обращаться в общении с подростком поосторожнее.
Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.
Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями.
Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.
В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.
Указанная категория совершает самоубийства, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. В предсуицидальном периоде у подростков выявляются различные варианты депрессивных состоянии и ситуационных реакций.
Итак, существует множество факторов и особенностей, влияющих на суицидальное поведение подростков. Но для оценки риска необходимо учитывать не только суицидальные, но и антисуицидальные факты:
Сегодня также стоит остро проблема адаптации детей в школьной среде Особого внимания требуют дети, прибывшие из других школ города. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье.
Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. К сожалению, не в каждой семье ребенок получает любовь, ласку и сопереживание.
Все же надо признать, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе.
Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.
И в то же время в периоды динамического развития или деградации наблюдается относительное сокращение числа суицидов.
Рекомендации родителям
помогите выбрать телепрограмму по интересам;
читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;
ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск; словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
не критикуйте его недостатки;
не упрекайте, не обвиняйте его;
не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
не шантажируйте друг друга властью над ребенком.
Рекомендация для педагогов и психологов
При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
Понимающий педагог, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.
В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности
Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)
Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)
Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.
Исследования врачей - психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.
Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.
Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.
Классификация
Возрастные особенности суицидального поведения
Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.
В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.
В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.
Факторы и ситуации суицидального риска
Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:
Иными словами, самая большая степень риска – это когда у человека есть средства, возможность и конкретный план совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.
Способы информирования о намерении суицида
Можно выделить четыре вида информирования о суициде:
Маркеры суицидального состояния
Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители.
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.
Примерная шкала оценки суицидального риска
(рекомендации ВОЗ)
Подростковый возраст неизбежно связан с возникновением кризисных состояний у большинства детей. Уважаемые родители, для того, чтобы не допустить возникновения острых кризисов у вашего ребёнка, следуйте предложенным рекомендациям.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Любой психологический кризис имеет психофизиологическую основу. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Позитивное отношение к жизни - путь к гармонии и счастью
«Если вам достался лимон — сделайте из него лимонад»
Дейл Карнеги
Позитивное отношение
Что такое позитивное отношение? В первую очередь, это наличие у человека позитивного мышления. Мышление со знаком плюс – это фундамент, на котором строится наше позитивное отношение ко всему окружающему миру – к жизни, к людям и к самому себе.
В чем проявляется позитивное отношение?
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ к окружающему миру обладает одной интересной способностью – оно ИЗМЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ! Причем в лучшую сторону! Положительный взгляд на вещи непременно приводит к Счастью и Успеху!
Какие преимущества у позитивного мышления?
Позитивное отношение к жизни
Что это значит — «позитивно относиться к жизни»?
«Да чего тут разъяснять» — скажут многие. Все очень просто – радостней смотри на жизнь, будь веселым, всегда в настроении – и всех делов.
На первый взгляд это действительно просто. Но почему тогда не каждому это удается? Почему не все люди относятся к жизни позитивно?
Все дело в препятствиях. В преградах и барьерах на нашем пути. Вернее, не в них, а в нашей реакции на них.
Проблемы бывают у всех
Просто очень многие воспринимают их как какое-то наказание, как что-то фатальное, чуть ли не как «Божью кару». И начинают себя соответственно вести – падать духом, вешать нос, впадать в уныние – делая свою жизнь и жизнь окружающих просто невыносимой. «Да за что мне это?» «Когда же это все закончится?», «Почему именно я?» — часто слышим мы от них. И таких людей большинство среди нас. Их легко узнать по хмурым и серым лицам, потухшим взглядам, опущенным головам и отсутствию улыбки. Знакомая картина?
А есть и другая категория. У них тоже в жизни случаются проблемы и неприятности, но только они относятся к ним по-другому. Эти люди привыкли рассматривать ПРЕПЯТСТВИЯ на пути к мечте как новую ВОЗМОЖНОСТЬ. Возможность роста! Преодолеть барьер – значит стать сильнее и перейти на другой уровень. Такие люди верят в свои силы и идут к своей цели, несмотря ни на что!
Вот это и есть позитивное отношение к жизни – с легкостью справляться с жизненными трудностями. Принимая его в свою жизнь и делая такое отношение своей привычкой, вы избегаете беспокойства, страхов, негативных реакций и привлекаете положительные перемены, счастье и успех.
Помните, что на любую проблему можно посмотреть двояко – как на возможность или как на тупик. И выбор всегда остается за вами.
Люди, относящиеся к жизни позитивно, любую проблему всегда будут рассматривать только как возможность.
«Как мне можно это использовать?»
«Какой урок я могу из этого вынести?»
«Что Вселенная хочет этим сказать?» — такие вопросы они задают себе в первую очередь.
Позитивное отношение к жизни – главный стержень этих людей. Нет ничего невозможного и фатального. Нет плохих или хороших событий. Есть только наше ОТНОШЕНИЕ к ним. Позитивное или негативное.
Делайте ваш выбор! Становитесь на позитивную сторону жизни!
Что нужно делать, чтобы позитивное отношение к жизни закрепилось у вас на «глубинном уровне», перешло в подсознание и стало повседневной привычкой? Есть несколько правил и рекомендаций, регулярное выполнение которых способно сделать из вас позитивного человека.
7 правил позитивного отношения к жизни
Позитивное отношение к людям
В чем проявляется позитивное отношение к людям?
Те, кто положительно настроен к окружающим, видят, в первую очередь, только хорошее в человеке. Они общительны и доброжелательны, на их лицах всегда играет приветливая улыбка. Все это позволяет им без проблем сближаться с людьми и получать в ответ такое же позитивное отношение.
4 преимущества позитивного отношения к людям
То, что Позитив и Счастье – близнецы-братья, известно уже очень давно. Хорошее отношение к окружающим делает человека счастливее уже хотя бы потому, что у него практически не бывает конфликтов и всяких негативных ситуаций в жизни, что уже можно назвать счастьем в наше время тотальных стрессов.
То, что позитивное отношение и здоровье глубоко взаимосвязаны – доказанный медицинской наукой факт. Люди, мыслящие позитивно, выздоравливают в разы быстрее, лучше реагируют на лечение и значительно быстрее идут на поправку.
Они находятся в полной гармонии и согласии с собой, они себя уважают. В общем, позитивное отношение к себе начинается с позитивного отношения к другим.
К ним тянутся, как к свету, за ними идут, в их обществе хочется находиться. Свое отношение к миру такие люди распространяют вокруг, они излучают его. А значит, делают наш мир лучше, добрее и позитивнее!
Формирование позитивного отношения
Разумеется, формирование позитивного отношения – дело не одной минуты, требует затрат времени и в идеале должно стать хорошей привычкой.
Советы, приведенные ниже, позволяют развить в себе позитивный взгляд на мир, стать оптимистом по жизни и научиться замечать вокруг только хорошее.
Оптимистами не рождаются – ими становятся!