Материалы для родителей

 

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

 

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

 

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях.

 

 Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

  •  Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку.Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!! ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

 

свернуть

Советы учителя – дефектолога родителям будущего первоклассника

Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Уважаемые родители! Ваш ребёнок скоро пойдёт в первый класс? И вы обеспокоены тем, как лучше подготовить его к школе? Как привить ему интерес к учёбе и сделать так, чтобы он легко справлялся со школьной программой? Решить эту непростую задачу вам помогут книги серии «Скоро в школу!», «Завтра в школу», «Готовим руку к письму», «Знакомимся с клеточками» и т.д. Они разработаны с учётом новейших эффективных методик по подготовке детей к школе. Их авторы — педагоги, давно и успешно работающие в данном направлении. Выполняя интересные и разнообразные задания, ребёнок быстро приобретёт навыки и знания, необходимые будущему первокласснику. Надеемся, что ваш маленький ученик будет радовать вас своими успехами! Для того, чтобы занятия принесли ожидаемый результат, воспользуйтесь некоторыми советами: 1. Ребенок должен испытывать интерес к обучению. 2. Занимайтесь с ребенком систематически, приучайте его выполнять работу до конца, красиво и аккуратно. 3. Не отступайте, если задание окажется чересчур сложным для ребенка. Помогите ему, объясните ошибку. Сделайте перерыв и вернитесь к этому же заданию через некоторое время. 4. Поощряйте ребенка даже при незначительных успехах. Для того чтобы научиться правильно и красиво писать, нужно запомнить три главных правила: • как правильно сидеть, • как правильно располагать тетрадь, • как правильно держать ручку. 1. Сиди прямо, туловище, голову, плечи держи ровно. 2. Не опускай голову низко. 3. Не опирайся грудью о край парты (стола). 4. Ноги поставь на пол или подставку. 5. Свет должен падать слева. 6. Правильное положение ручки в руке. 7. Держи пальцы на расстоянии 1,5-2 см от кончика ручки. 8. Сильно не сжимай ручку пальцами. 9. Положи тетрадь с небольшим наклоном влево и придвинь её к правой руке. Важным аспектом является готовность ребенка к обучению в школе, проявляющаяся в овладении навыками счета, письма, чтения. Готовность к школе – результат общего развития ребенка, сочетающий в себе умственный, психический, эмоциональный и социальный показатели. В интеллектуальной сфере – это развитие речи, наглядно-образного мышления, понимание на слух. Концентрация внимания, словарный запас, способность к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно – двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев). Ребенок должен уметь контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам поведения. Учебная мотивация проявляется в желании ребенка учиться, ходить в школу, а не играть, эмоциональной устойчивостью. В социально и личностной сферах должны быть осознание взрослого как учителя, способность оценивать свои знания и действия, желание сотрудничать со сверстниками. Ребенок должен знать о себе и своей семье: 1. Свое Ф. И. О.; 2. Сколько ему лет. Когда у него день рождения; 3. Где он живет (Адрес); 4. Как зовут родителей; 5. Кем работают родители.

 

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

  1.  Основные цвета. 2. Дни недели. 3. Месяцы. 4. Времена года. 5. Понятия «право – лево». 6. Основные профессии. 7. Домашних и основные виды диких животных. 8. Детенышей животных. 9. Знать зимующих и перелетных птиц. 10. Виды транспорта. 11. Уметь ориентироваться на бумаге. 12. Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов. 13. Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.

 

Что должен знать ребенок по математике:

  1.  Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0. 2. Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц). 3. Знать понятия «больше – меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий». 4. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. 5. Уметь соотносить цифру и число предметов. 6. Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).

 

Память, мышление, внимание и речь: Ребенок должен уметь:

  1. Пересказывать простое услышанное произведение. 2. Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке). 3. Знать стихотворения. 4. Сочинять сказки. 5. Отвечать на поставленные вопросы. 6. Делать какое-либо задание по образцу. 7. Уметь описывать картинку по памяти. 8. Запоминать до 10 увиденных картинок. 9. Заканчивать предложения. 10. Находить лишнюю картинку или слово. 11. Уметь отгадывать загадки. 12. Группировать предметы по признаку.

 

Что ребенок должен знать по чтению: 1. Буквы. 2. Уметь соотносить звук с буквой. 3. Вычленять звуки из слова. 4. Подбирать слова на заданный звук или букву. 5. Читать слова и простые предложения (по слогам). 6. Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

 

Навыки письма Ребенок должен уметь:

  1.  Обводить картинки по контуру. 2. Обводить печатные буквы по контору. 3. Правильно держать ручку в руке 4. Копировать геометрическую фигуру по клеточкам.

 

Здесь перечислены основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей.

Успехов Вам! Список используемой литературы: 1. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога./Ростов н/Д: Феникс. 2008 г. 2. Земцова О.Н. Грамотейка.- М.:Махаон, Азбука – Аттикус, 2012 г. 3. Макеева Т.Г. Тестируем детей.- Ростов н/Д: Феникс. 2011г. 4. Интернет- ресурсы.

На заметку родителям первоклассника!

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  2. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или другим специалистам школы (дефектолог, психолог, логопед)

  1. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  2. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Учитель – дефектолог: Дёмина А.А.

Несколько полезных советов

  1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали»
  2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  3. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните как сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок через чур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
  5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов – первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
  6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
  7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
  8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Учитель-дефектолог : Дёмина А.А

Родителям на заметку:

Постарайтесь составить режим дня. Вам необходимо точно знать, что ребенок будет делать в тот или иной отрезок времени.

Во время домашних занятий ничто не должно отвлекать внимание. Предупредите друзей и знакомых, что в это время лучше не звонить и не приходить в гости.

Прежде, чем приступать к работе приведи в порядок свое рабочее место, чтобы ничего не отвлекало. Помните, слабое внимание коварно, оно готово отвлечься от работы на любую мелочь!

Приступая к занятиям, нужно привлечь свою волю, постараться не думать о постороннем. Лучший способ настроиться на работу – предварительно просмотреть материалы задания, составить план работы. Помните, если хорошо настроиться на работу, ее будет легче выполнять.

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает материал. Если в тексте встретится хотя бы одно незнакомое слово, внимание может быстренько упорхнуть. Поэтому, приступая к заданию, проверьте, насколько хорошо он знает предыдущий материал. И всегда держите рядом с собой словарь.

Если сосредоточить внимание мешает волнение, тревога, какие-то посторонние мысли, нужно читать задания вслух.

Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием, пересказыванием, решением задач, придумыванием своих примеров. Это хорошее средство от скуки, а значит, и помощник в сохранении внимания. Однако, такая смена не должна быть слишком частой, иначе это может привести к суете.

Игры на развитие мышления:

  1. Для развития анализа, синтеза и классификации. «Нужно положить 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребенокдолжен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч – нет”.
  2. Для развития анализа и синтеза. “По очереди с мамой или папой брать картинки из детского лото и описывать предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет”.
  3. Для развития анализа и сравнения.

“Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что – нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему – нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант”.

  1. Для развития анализа и обобщения. “Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

– чашка, ложка, тарелка, вилка; – яблоко, груша, лимон, банан; – голубь, павлин, утка, цапля; – собака, корова, свинья, баран; – ромашка, кукуруза, крапива, ландыш; – зима, весна, лето, осень”.

 

свернуть

Информация для родителей по теме: «Задачки для ума»

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед? Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Предлагаем Вашему вниманию ряд увлекательных игр, которые прекрасно развивают такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

  1. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - цыпленок - петухом;  мальчик - мужчиной; теленок - коровой или быком бумага – книгой;  снег – водой; вода – льдом;  семечко – цветком; мука – блинчиками и т. д. 2. Игра-наоборот: «Кто кем был?». - лошадь - жеребенком - цветок - семенем

  1. Игра «Жили-были...».

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - «Он стал петушком» «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился» «Жил-был ручеек, что с ним стало?» - «Зимой замерз», «Засох в жару». «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - "Из него цветок вырос» 4. Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

 молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. - машина, лошадь, трамвай; - шапка, платок, сапоги; - роза, береза, ёлка и т.д.

  1. Игра «Какое что бывает?».

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

  1. Упражнение «Кто без чего не обойдётся».

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему? Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

  1. «Живое – неживое».

Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный». Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «кто», а неживые «что». Приводим несколько примеров. Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. Что растет? Кто растет? Кто летает? Что летает? Кто плавает? Что плавает? Кто самый большой? Что самое большое? 8. «Что снаружи, что внутри?»

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. 9. «Кто это?» - знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 4 вариант: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

  1. «Отгадай предмет по его частям».

В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. Примеры: Четыре ноги, спинка, сиденье. Цифры, стрелки. Буквы, картинки, листы. Ствол, ветки, листья. Корень, стебель, листья, лепестки. Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. Носик, ручка, крышка, электрический шнур. Лапы, хвост, ошейник. Лапы, хвост, хобот. На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

  1. «Отгадай предмет по описанию».

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п. Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

  1. Сравнение предметов.

Французский философ Гельвеций писал: «Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы». Сравнивать - значит указать сходства и различия. Например: сравним огурец и помидор. Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках. Различия: цвет, форма, вкус. Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы. Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим. Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

свернуть

Проводим время с детьми - с пользой!

Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

 

«Помогаю маме».   Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты   приготовлением блюда. А ваш ребенок, на данный момент не знает, чем себя занять. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Компота? Кухонного шкафа? Плиты? И так далее. «Угощаю».  Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Приготовим сок».

«Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились?» А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

 

свернуть