Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Першамайская сярэдняя школа Слуцкага раёна"
10-12 месяцев. К концу первого года жизни ребенок в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия: «дай» - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д. Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя, отсутствие лепетных слов.
После года развитие идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний слов, состоящих из одного - двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам.
К полутора годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, а в два года – 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух – трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально – выразительных средствах. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует в речи все части речи и строит полные, грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого обобщения. Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При этом ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, используя аморфные слова. Например, вместо «девочка» - «дека», «купи» - «пику», «хлеб» - «пэха». Из накопленных слов ребенок не строит предложения. В его речи еще нет глаголов. Грамматическое оформление предложений грубо искажено, например: вместо «Я не хочу» - Аня хочет нет. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеется носовой оттенок.
В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из пяти – шести слов. В этом же возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к четырем годам 2000 слов.
В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ.
К шести годам происходит овладение значением производных слов, в словообразовательной деятельности снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи. Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь, ребенок не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающемуся признаку одним словом, например: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом, к примеру: собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть; подобрать к слову антоним, к примеру: сахар – соль, холодный – горячий, улыбаться – хмуриться; не активен в речевом общении и т.д.; ребенок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказывать о происходящих событиях.
При формировании правильного произношения у детей дошкольного возраста надо учитывать закономерность появления звуков родного языка. При усвоении согласных звуков русского языка характерна следующая последовательность: губные – П, Б, М; губно – зубные – Ф, В; язычно – зубные – Т, Д, Н, С, З. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, как правило, дети начинают произносить позже. При этом далеко не всегда легче вначале преодолеть дефекты произношения звуков, которые считаются простыми по артикуляции. Усвоение правильного произношения одного звука, из группы искажаемых, облегчает работу над другими звуками.
Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье формируется дефицит личного общения у ребенка. Ведь не секрет, что нередко клиентами учителей-дефектологов становится семьи, в которых не принято подолгу болтать. А ребенку это, оказывается, очень надо.
Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Малыш «залипает» у экрана, и вот они — 15 минут свободы! Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, что у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие. Внимание, мамы! Чашка кофе в тишине — это прекрасно, но не стоит злоупотреблять этим методом успокоения детей.
Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду начинают без умолку болтать? Потому что в садике их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте ваше чадо на диалог — и он вам ответит тем же!
Давно замечено, что имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь — лишь одно из направлений развития ребенка. А как известно, как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.
Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.
Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем. Введите в повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать — и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.
Не будем обманываться. Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка; проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом (как банальной тугоухостью, так и особенностями фоносинтаксического восприятия) или другими врожденными особенностями.
Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.
Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают специальную группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи или занятия с дефектологом. Для них «логопедизация» семейной воспитательной среды обязательна. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.
Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).
Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. А ещё его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате. Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. На кухне.
У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.
На даче.
Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
Хорошо известно, что благодаря речи мы получаем широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.
У детей, имеющих нарушения речи, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с учителем-дефектологом, а также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаем использовать различные картинки и стихотворения для выполнения артикуляционных упражнений. Таким образом, серьезная и зачастую утомительная для дошкольника логопедическая работа будет включена в его повседневные занятия и игры.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [С]-[СЬ]-[З]-[ЗЬ].
Упражнения для губ:
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Упражнения для языка:
Испекли блинов немножно,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [Ш]-[Ж]-[Щ]-[Ч].
Упражнения для губ:
Упражнения для языка:
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
Как малярнаш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Очень любит Язычоквкусное варенье,
Приготовил он друзьям это угощенье.
Варенье приятное, вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.
На тонкой ножке
Стоит грибоку дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты неплохой.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [Л]-[ЛЬ]
Упражнения для губ:
Упражнения для языка:
Я – индюк «балды-балда»,
Разбегайтесь кто куда.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [Р]-[РЬ]
Упражнения для губ:
Упражнения для языка:
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Пожалуйста, помните, что:
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!! ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед? Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.
Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Предлагаем Вашему вниманию ряд увлекательных игр, которые прекрасно развивают такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - цыпленок - петухом; мальчик - мужчиной; теленок - коровой или быком бумага – книгой; снег – водой; вода – льдом; семечко – цветком; мука – блинчиками и т. д. 2. Игра-наоборот: «Кто кем был?». - лошадь - жеребенком - цветок - семенем
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - «Он стал петушком» «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился» «Жил-был ручеек, что с ним стало?» - «Зимой замерз», «Засох в жару». «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - "Из него цветок вырос» 4. Игра "Третий лишний".
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. - машина, лошадь, трамвай; - шапка, платок, сапоги; - роза, береза, ёлка и т.д.
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему? Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный». Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «кто», а неживые «что». Приводим несколько примеров. Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. Что растет? Кто растет? Кто летает? Что летает? Кто плавает? Что плавает? Кто самый большой? Что самое большое? 8. «Что снаружи, что внутри?»
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. 9. «Кто это?» - знакомимся с профессиями.
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 4 вариант: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. Примеры: Четыре ноги, спинка, сиденье. Цифры, стрелки. Буквы, картинки, листы. Ствол, ветки, листья. Корень, стебель, листья, лепестки. Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. Носик, ручка, крышка, электрический шнур. Лапы, хвост, ошейник. Лапы, хвост, хобот. На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п. Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
Французский философ Гельвеций писал: «Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы». Сравнивать - значит указать сходства и различия. Например: сравним огурец и помидор. Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках. Различия: цвет, форма, вкус. Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы. Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим. Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением блюда. А ваш ребенок, на данный момент не знает, чем себя занять. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игры на обогащение словаря ребенка
«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Компота? Кухонного шкафа? Плиты? И так далее. «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игры на развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок».
«Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились?» А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.