Кожинова Татьяна Владимировна Образование: высшее Должность: учитель-дефектолог Общий педагогический стаж - 13 лет Стаж работы в данном учреждении образования - 8 лет Квалификационная категория - первая |
Золотые правила дефектологии:
1. «Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат»
2. «Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей» «Чем именно должен заниматься учитель-дефектолог в школе-интернате?» Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в обучении.
Основные цели работы учителя-дефектолога:
- Коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса - Диагностика ребенка - Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка - Консультирование педагогов и воспитателей
Задачи работы учителя-дефектолога:
- Составление индивидуальных и групповых программ коррекционно-развивающих занятий индивидуальных и групповых коррекционных занятий
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий
Направления деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:
1) Диагностическое направление- является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
2) Коррекционно-развивающее направление -представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы. Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.
3) Аналитическое направление предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
3) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
4) Консультативно-просветительское и профилактическое направление - учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.
5) Организационно-методическое направление - включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.
Применяемые современные образовательные технологии:
- дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к воспитанию и обучению детей с ОВЗ,
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- игротерапия.