Метадычная капілка

Как же построить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

            I.     Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

–      чётко определить и сформулировать для себя его тему;

–      определить место темы в учебном курсе;

–      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

–      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

          II.     Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.

         III.     Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

–      узнавание нового материала;

–      воспроизведение;

–      применение знаний в знакомой ситуации;

–      применение знаний в незнакомой ситуации;

–      творческий подход к знаниям.

Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

–      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

–      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

–      задания, способствующие закреплению материала учеником. 

       IV.     Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

         V.     Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

       VI.     Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего надо подумать:

–      что контролировать;

–      как контролировать;

–      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.

      VII.     Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    VIII.     Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

       IX.     Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

–      формальную;

–      содержательную;

–      аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок №                                               Дата

Тема:

Цель:

Задачи: обучающие –

развивающие –

воспитывающие –

Оборудование: 1. ____________________________

                      2. ____________________________

                      3. ____________________________

Последовательность отдельных этапов урока

К примеру:

Организация – 1 мин.

Самостоятельная работа – 10 мин.

Новый материал – 20 мин.

Демонстрация фильма – 5 мин.

Закрепление – 7 мин.

Задание на дом – 2 мин.

Литература:   1. ____________________________

                   2. ____________________________

                   3. ____________________________

(с указанием страниц)

Содержательная часть – состоит из двух частей:

      1)                 тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, что вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

      2)                 таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.