Інфармацыйная бяспека

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.

2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

 

Опасные группы в социальных сетях

Сейчас в сети Интернет существует множество опасных групп: «Разбуди меня в 4.20», «Никомуненужненькая», «Секта снов», «Привет со дна», «Группа смерти», «Тихий дом», «Киты», «МореКитов», «Рина», «НяПока», "Синий кит", "А.У.Е.", Расчлененка", "Колумбайн", "Страх как он есть".

Таких групп в социальных сетях на данный момент сотни, количество подписчиков в них варьируется от нескольких человек до десятков тысяч пользователей! Содержимое «групп смерти» разнообразно по форме, но одинаково по содержанию – от фотографий до видеороликов.

Как правило, подобные группы изобилуют огромным количеством цифровых и буквенных шифров, которые могут показаться подростку почти сакральными. К примеру, ко многим записям прикрепляют надписи на иврите с текстом вроде «Я покажу тебе, как темно на другой стороне луны». Другие шифры – посложнее, они представляют собой цифровые значения, за которыми скрываются слова. Нередко использование готических начертаний или арабской вязи.

Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг подвергается ежедневной обработке. Предлагается принять участие в игре, где необходимо пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых возрастает рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: информации и заданиям, связанным с тематикой смерти, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.

Выполнение заданий, чаще всего, происходит глубокой ночью, что приводит к систематическому недосыпанию и, как следствие, к ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее. В результате подросток, вступивший в группу для участия в "увлекательной" игре, попадает в страшную психологическую ловушку. Смерть пропагандируется как единственный правильный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций. Культивируются депрессивные психологические состояния, применение насилия к себе и окружающим, а человеческие ценности - семья, друзья, образование – критикуются, высмеиваются и, в конечном итоге, для ребёнка обесцениваются. Балансируя на грани между виртуальным миром и реальной действительностью, дети проецируют происходящее на экране и на свою жизнь, воспринимая его как нечто естественное и нормальное. Администрация групп фактически вынуждает детей выполнять всё более изощрённые задания, а каждый из участников настолько дорожит своим рейтингом, что боится перечить виртуальным авторитетам, и вынужден выполнять опасные задания, вплоть до самоубийства.

В отношении «деструктивных групп» необходимо понимать, что это новая реальность, причины которой в деградации нравственного начала в обществе, которое трудно восстановить с помощью исключительно законодательных мер. Однако и без законодательных шагов разрешить эту проблему, наносящую удар по молодому поколению, невозможно. Интернет в этом случае используется с определённой целью – причинение смерти другому лицу. И это реальная статья УК, которая на деле в данном отношении судами пока применяется откровенно слабо.

В настоящее время в социальной сети появилась новая деструктивная группа «Беги или умри», в которой школьникам предлагают поучаствовать в смертельной "игре". Суть игры перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом. Эта «забава» стала очень популярной среди подростков.

Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз.

Депрессивные подростки хотят превратиться в идеальную картинку из Интернета. Если ты девушка, то должна быть непременно худой, стройной и модно одетой. Если юноша – сильным, уважаемым в компании. При этом современные подростки, оказывающиеся заложниками деструктивных ресурсов в Интернете, страдают от того, что реальное положение дел не соответствует их идеалам.

Создатели деструктивных групп в социальных сетях это хорошо знают. С детьми работают взрослые люди – планомерно и чётко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Они знакомы с пристрастиями и увлечениями детей, используют любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии, внушая девочкам, что они «толстые», а ребятам, что они – «лузеры» для этого мира. Разъясняя им о том, что есть иной мир, и вот там они – «избранные».

Эти смертельные сообщества в социальной сети организованы настолько профессионально с точки зрения психологии молодых людей, что могут быть одним из этапов психологической войны против наших детей. Эксперты говорят, что воздействие на умы подрастающего поколения через Интернет – это вопрос безопасности страны, и эту атаку нельзя недооценивать.

Психологи, проанализировав и изучив деятельность «групп смерти», пришли к выводу, что в своей работе организаторы подобных сообществ используют специальные манипулятивные технологии, чтобы в дальнейшем продвигать определённого рода продукт или идеологию, а также - определённую политическую позицию. Учитывая тот факт, что именно подростки - наиболее податливый в таком плане материал, деструктивные организации явно пытаются интенсифицировать свою деятельность в сети в поисках новых "целей". Оставить такую активность без внимания - поставить под удар не только молодое поколение, но и основы безопасности страны и общества.

свернуть

Плюсы и минусы социальных сетей

Плюсы и минусы социальных сетей

згарнуць

О том, что такое социальные сети можно даже не говорить. Сегодня их существует масса. Всех возможных конфигураций и профилей. Завести новое знакомство, встретить старых друзей, а также узнать много полезной информации – они дарят своим пользователям положительные эмоции и возможности, но вместе с тем несут в себе опасности. С первого взгляда их не видно, наверное, благодаря этому они и стали настолько популярны, и все же есть причины, почему родители остерегают детей пользоваться ими целыми днями, заводить в них новые знакомства и уж тем более сидеть там целыми днями.

Плюсы

Пожалуй, стоит сначала определить все их положительные стороны. Почему туда так тянет?

  • Общение. Это один из наиболее простых способов переговорить со всеми своими друзьями и родственниками за один день. Это легко и доступно, не требует много времени и затрат, как звонки (тем более если родственники за границей).
  • Новые знакомства, поиск своей второй половинки, друзей и так далее. Они сближают, позволяют познакомиться с кем угодно без сложностей. Для этого достаточно просто написать интересующему человеку. Правда не факт что он ответит, но шанс все же имеется.
  • Отсутствие границ. Можно знакомиться и общаться с людьми из разных городов и даже стран! Тут нет границ или барьеров. Единственное, что может пригодиться – знание языка. Хотя бы просто английский, но в идеале родной язык собеседника. Такие уникальные возможности не могут не радовать. Многим хочется побывать за границей. Социальные сети дают возможность наладить международные контакты, узнать от местных жителей, что с собой брать, какой там климат, куда сходить. Многие даже заводят друзей в других странах и ездят отдыхать к ним домой. Так можно приятно провести время, получить бесплатного гида и сэкономить на отеле.
  • Приятное времяпровождение. Тут можно действительно отдохнуть после трудного рабочего дня не тратясь ни на что. Развлекательные игры, интересная информация, приятные люди – что еще нужно для хорошего вечера?
  • Скрытность. Можно быть кем угодно, а не только тем, кто ты есть в реальной жизни. Некоторые люди стесняются своей внешности, другие хотят быть супер героями (последнее утрировано, но и такое бывает), в интернете нет лиц и это позволяет стать ненадолго тем, кем так мечтал быть. Конечно это не всегда хорошо, и все же информация, фотография – все это никогда не проверяется модераторами и администраторами. Так что при желании можно оставаться инкогнито.
  • Самообразование. В новостной ленте, которая имеется почти во всех социальных сетях можно узнать последние новости в разных интересующих сферах жизни, а также научиться чему-нибудь новому. Там часто выкладывают полезные советы, рецепты, интересную информацию. Со стороны похоже на центр сбора самой интересной информации из всего интернета, да так оно в принципе и есть.
  • Новые идеи также выкладываются в разных группах и на страницах интересных людей. Можно почерпнуть полезную для себя информацию о ремонтах, готовке, уборке и воспитании детей, отношениях и многом другом.
  • Возможности. Сегодня уже не дикость зарабатывать деньги в социальных сетях. Если ты популярен, твоя страничка пользуется большим спросом, то на этом можно заработать неплохие деньги. Кроме того, есть шанс познакомиться с известными, влиятельными людьми в разных областях: фотографы, ученые, модели и модельеры, музыканты, продюсеры и так далее. Иными словами можно раскрутиться, если иметь определенные навыки и стремления.

Минусы

  • Риск. Любой созданный образ в может быть просто вымыслом. Нет гарантий, что понравившийся человек реальный, что его аватар не выдуманный и не отредактированный до неузнаваемости. На свидание может прийти совсем не тот человек, с которым заводилось знакомство.
  • Мошенники и преступники. Через социальные сети можно познакомиться со многими людьми. Проблема в том, что тут нет гарантий того, что человек будет настоящим. Мошенники, преступники – кого только тут нет. Но самое ужасное в том, что на подобные «удочки» клюют не только взрослые, но и дети!
  • Вседозволенность. Тут можно добавлять и удалять друзей простым нажатием клавиш, любой разговор можно начать и легко прервать, избежать ненужного знакомства, игнорировать тех, кто не приятен. В жизни все сложнее. Не всегда можно прямо высказать мнение, иногда необходимо промолчать, перетерпеть скучную вечеринку и так далее. После «свободы» интернета трудно приспособиться к реальности – это вызывает у детей, подростков, да и взрослых людей трудности в общении.
  • Возможность развития фобий. Дети, с рождения, сидящие в социальных сетях, не учатся общаться в реальном мире. Что приводит к развитию фобий. Им страшно заводить реальные знакомства, они могут даже бояться смотреть в глаза собеседнику, ведь для них это дикость. Таким людям сложно найти вторую половину просто потому, что на свидание нужно выходить в реальный мир, хотя в виртуальном они могут быть довольно приятными собеседниками.
  • Течение времени за компьютером визуально замедляется. Час может показаться пятью минутами. Не редко наблюдается негативное влияние этого на реальной жизни и жизнедеятельности человека: отсутствие здорового образа жизни, снижение оценок в школе, проблемы с реальными друзьями и семьей.
  • Понижение самооценки. Когда у одноклассников в социальных сетях высвечивается 3000 друзей, некоторым детям также хочется быть настолько же популярными. Но не всегда направленные в эту сторону усилия оправдываются. Многим просто не удается набрать даже 1000 друзей. Эти дети и подростки сильно страдают из-за своего статуса в интернете, им хочется быть известными, популярными, но это не всегда возможно, что приводит к развитию комплексов.
  • Вирусы. Некоторые сайты буквально переполнены вирусами и вредоносными файлами, ссылками. Это может не только навредить, но даже «убить» компьютер.

Вывод

Социальные сети – это весело! Как на большой и шумной вечеринке, но всегда в уютном кресле перед компьютером. Можно знакомиться, общаться, изучать, играть, при этом никто даже не узнает настоящий ли ты человек, кроме твоих близких, конечно же. На самом деле эта проблема на сегодняшний день очень актуальна именно из-за мошенников, хакеров и преступников. Этим обеспокоены многие родители. Поэтому как вывод можно заключить следующее – социальные сети удивительное место, позволяющее узнать людей, общаться с друзьями, но знакомиться с новыми людьми в них не следует. Также интернет не должен затмевать реальную жизнь и настоящие, а не виртуальные прогулки и времяпрепровождение.

свернуть

Подростки и социальные сети: советы родителям

Родители, дети которых «пропадают» в социальных сетях, сталкиваются с безразличием и невниманием подростка. Ведь он считает, что именно в Интернете бурлит настоящая жизнь, а разговоры с родителями кажутся скучными и бессмысленными.

В этом случае взрослые должны запастись терпением и попытаться вызвать у подростка интерес к разговору, который заводят. Чтобы у подростка возникло желание общаться с вами, вы должны иметь хотя бы малейшее представление о темах, которые волнуют его в данный момент жизни.

Общаясь с подростком, спрашивайте его, интересно ли ему слушать то, о чем вы говорите. Будьте готовы к тому, что вам придется закончить неинтересный для ребенка разговор, не навязывайте ему темы, которые кажутся ему ненужными и скучными.

В общении используйте тактильный контакт. Рассказывая что-либо ребенку, поглаживайте его по голове или по спине, если он позволит. Это поможет задействовать дополнительные рецепторы и сделает ребенка чуть внимательнее к вам.

Было бы неплохо, если бы родители имели свое увлечение. Отец, который интересуется охотой или является заядлым рыбаком, сможет привлечь внимание сына больше, чем отец, который постоянно вникает в жизнь подростка, не имея личных интересов.

Тема «Подростки и социальные сети» довольно актуальна для большинства родителей, которым так не хватает общения с детьми. Чаще разговаривайте со своим чадом, пытайтесь его увлечь, станьте для него интересным собеседником. Тогда вам удастся заполучить драгоценное внимание подростка. Старайтесь как можно больше времени проводить вместе.

Родителям, дети которых увлечены компьютером, рекомендуется вовлечь ребёнка в кружки и секции. А главное, больше общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя одинокими. Напомните ребенку, что есть настоящие друзья и родные, помогите найти ему общий язык со сверстниками. А главное, объясните разницу между виртуальным миром и реальностью.

АНКЕТА

Уважаемые родители, обратите внимание на то, в каких группах социальных сетей состоят ваши дети, с кем они общаются и дружат. С целью обеспечения безопасного времяпровождения детей в сети Интернет, педагог социальный школы предлагает вам ответить на вопросы анкеты.

  1. Сколько времени ваш ребёнок проводит в интернет-сети?
  2. Какие сайты он посещает?
  3. Знаете ли вы его виртуальных друзей?
  4. Часто ли ваш ребёнок жалуется на то, что его обижают в школе?
  5. Если вы ограничиваете время общения в интернет-сети, как реагирует ваш ребёнок?
  6. Рассказывал ли ребёнок о том, что он выполняет какие-либо задания, присланные друзьями из интернета?
свернуть

Подростки и социальные сети

Зависимость от социальных сетей - новая болезнь, которая поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Что такое нехимическая зависимость? Вот, что более или менее известно общественности благодаря СМИ: человек испытывает тягу к игре в казино, в автоматы, на тотализаторе. На языке специалистов это гэмблинг-зависимость. Наверное, она получила такое широкое освещение потому, что игромании подвержены огромные массы людей. Социальный резонанс велик: пресса писала и пишет о суицидах среди игроков, обнищании, продажах квартир.

А о зависимости от социальных сетей такого резонанса пока нет. Эта проблема скрыта внутри семьи и обычно стыдливо замалчивается. Кроме того, самая распространённая позиция у родителей - лучше уж пусть сидит дома, чем будет гулять во дворе.

По официальной статистике, до 80% белорусских семей имеют компьютер или доступ к нему. Примерно половина населения пользуется Интернетом. То есть потенциально в зоне риска гораздо большее число людей, чем даже игроманов.

Основная опасность здесь в кажущейся социальной приемлемости. Общество не подвергает эту зависимость остракизму, как алкоголизм или наркоманию. Компьютер сплавлен с «правильным» образом поведения. Но последствия могут быть столь же тяжёлые. Любая зависимость выжигает душу, порабощает, выдавливает инстинкты. Человек перестаёт развиваться. Известны случаи и финансовых потерь - люди тратят в Интернете огромные деньги. Рушатся семьи.

Очень большое количество компьютероманов выявляется в возрасте 14-17 лет. Трудный переходный период, который каждый человек должен пройти, чтобы душевно обогатиться, приобрести навыки, подростки проводят в виртуальной сети в облегчённом варианте - и не получают того развития, которое необходимо человеку для взрослой жизни.

Как формируется зависимость?

У сетевой зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Сетеголизм (зависимость от Интернета) проявляется бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда люди находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким.

Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.

Родители часто недоумевают: как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми. Это Интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей. Подростки и социальные сети — это уже проблема!

Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.

Но часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.

Признаки сетевой зависимости:

  • значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • нежелание оторваться от работы на компьютере,
  • если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • неспособность спланировать окончание работы на компьютере,
  • пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • при общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).
свернуть