"Зялёныя школы"

План работы по выполнению заданий проекта «Зеленые школы» ГУО «Гольчицкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»

Раздел 1. Биоразнообразие

Цель: изучить биоразнообразия на территории ГУО «Гольчицкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа».

Задачи:

  1. организовать посадку декоративных кустарников и деревьев на территории учреждения;
  2. организовать участок «Зеленая аптека» с полезными и лекарственными растениями;
  3. составить список растений «дикого парка»;
  4. составить список птиц, наблюдаемых на территории, прилегающей к учреждению;
  5. изготовить кормушки и искусственные гнездовья на территории учреждения; проводить регулярную подкормку птиц в зимний период.

 

№ п/п

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изучить видовое

разнообразие деревьев и кустарников на территории учреждения образования

Воспитанники группы дошкольного образования

учащиеся объединения по интересам «Экологическая мозаика»

Апрель,

сентябрь – октябрь

2022 г

Савицкая Т.К., воспитатель дошкольного образования,        Янович Е.Н., воспитатель дошкольного образования,  Матылицкая Е.И., учитель обслуживающего труда

 

2.

Организовать посадку декоративных кустарников и деревьев на территории учреждения

Учащиеся - члены школьного лесничества

Апрель-май 2022 г

Анцыпович О.В., учитель начальных классов, Матылицкая Е.И., учитель обслуживающего труда,          

 

3.

Изготовить кормушки и искусственные гнездовья для птиц.

Следить за их сохранностью, поддерживать в надлежащем состоянии

Воспитанники группы дошкольного образования,

члены клуба «Крылатый дозор»

январь – март 2022 г

Шаповал О.А., учитель биологии, Янович Е.Н., воспитатель группы дошкольного образования

4.

Организовать подкормку зимующих птиц

Воспитанники группы дошкольного образования,

члены клуба «Крылатый дозор»

январь – март 2022

Шаповал О.А., учитель биологии, Янович Е.Н., воспитатель группы дошкольного образования

5.

Проведение акции «Лес»

Учащиеся - члены школьного лесничества

Апрель-май 2022 г

Соротник Ж.С., учитель белорусского языка и литературы

6.

Изучить разнообразие птиц на

территории учреждения

образования

Воспитанники группы дошкольного образования,

члены клуба «Крылатый дозор»

май – июнь 2022 г

Шаповал О.А., учитель биологии

7.

Организовать участок «Зеленая аптека» насаждением полезных           и лекарственных растений

Учащиеся объединения по интересам «Экологическая мозаика»

Апрель – май 2022 г

Матылицкая Е.И., учитель обслуживающего трда,

Анципович О.В., учитель начальных классов

8.

Создание  на территории учреждения «Клумбы для бабочек»

Воспитанники группы дошкольного образования

 

Май – июль 2022 г

Матылицкая Е.И., учитель обслуживающего трда,

Анципович О.В., учитель начальных классов

 

 

Раздел 2. Энергосбережение

Цель: сформировать у учащихся активную социальную позицию по отношению к рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.

Задачи:         

  1. способствовать расширению кругозора учащихся по внедрению современных энергосберегающих технологий;
  2. получить объективные данные о количестве потребляемой электроэнергии и тепла в учреждении;
  3. обучить приемам рационального и экономного использования энергоресурсов в быту;
  4. воспитывать бережное отношение к потреблению электроэнергии и тепла посредством участия в просветительских мероприятиях по энергосбережению, через изготовление и распространение памяток  по рациональному использованию электроэнергии

 

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Изучить потребление электроэнергии в учреждении

Воспитанники группы дошкольного образования

Учащиеся объединений по интересам учреждения

Январь

2022 г

Баранов А.С., учитель физики

2.

Изучить расходование тепла в учреждении  образования. Провести мониторинг утечки тепла в учреждении

Учащиеся объединения по интересам

Февраль, ноябрь

2022 г

Баранов А.С., учитель физики

3.

Составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

Учащиеся

8-9 классов

Февраль 2022 г

Баранов А.С., учитель физики

4.

Акция по энергосбережению «Давайте экономить вместе»

Учащиеся объединения по интересам

Март

2022 г,

Декабрь

2022 г

Савицкая Т.К., воспитатель дошкольного образования, Шкудун В.С., педагог-организатор

5.

Изготовить и распространить памятки по рациональному использованию электроэнергии и тепла в учреждении

Учащиеся объединения по интересам «»

март 2022 г

Савицкая Т.К., воспитатель дошкольного образования, Шкудун В.С., педагог-организатор

 

Раздел 3.Водосбережение

Цель: способствовать формированию экологически грамотного поведения и сознательного отношения к воде через развитие экологической культуры.

Задачи:                     

  1. формировать навыки работы с источниками информации и простейшие умения исследовательской деятельности по проблемам воды;
  2. развивать умения рационального и экономного использования воды в быту;
  3. воспитывать бережное отношение к водным ресурсам посредством организации и проведения информационной и разъяснительной работы.

 

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Провести анализ учета потребления воды в учреждении

Воспитанники группы дошкольного образования

Январь

2022 г

Анципович О.В., учитель начальных классов

2.

Составить план действий  по сбережению воды  в учреждении образования на год

Учащиеся учреждения

Январь

2022 г

Анципович О.В., учитель начальных классов,

3.

Разработать и распространить листовки по экономии воды

Учащиеся учреждения

Февраль       2022 г

Анципович О.В., учитель начальных классов,             Шкудун В.С., педагог-организатор

 

Раздел 4. Обращение с отходами

Цель: поиск путей оптимального решения проблемы раздельного сбора мусора в учреждении.

Задачи:

  1. включить учащихся учреждения в работу по изучению состава и источников образующихся отходов, найти оптимальные пути решения минимизации объёмов отходов, образующихся в учреждении;
  2. изучить правила раздельного сбора мусора;
  3. начать работу с учащимися по сбору вторичных бытовых отходов с последующей сдачей в пункты приема вторсырья.

 

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Провести изучение состава образующихся           в учреждении образования отходов и проанализировать источники                         их образования

Воспитанники группы дошкольного образования

Учащиеся объединения по интересам

Январь - февраль

2022 г

Савицкая Т.К., воспитатель дошкольного образования, Янович Е.Н., воспитатель дошкольного образования

 

2.

Разработать план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования

 

Февраль

2022 г

Соротник Ж.С., учитель белорусского языка и литературы 

3.

Провести интерактивную беседу о раздельном сборе мусора

 

Март 2022 г

Шкудун В.С.,

педагог-организатор

4.

Разработать и распространить рекомендации и памятки по раздельному сбору мусора среди учащихся и педагогов учреждения

Учащиеся объединения по интересам

«Экологическая мозаика»

март 2022 г

Соротник Ж.С., учитель белорусского языка и литературы 

5.

Акция по сбору отработанных элементов питания с последующей сдачей в пункты приема «Хранители энергии»

Учащиеся объединения по интересам «Экологическая мозаика»

В течение года

Соротник Ж.С., учитель белорусского языка и литературы 

6.

Акция «БУМ!» по сбору макулатуры и пластика с их последующей сдаче  в пункты приёма

Учащиеся учреждения

В течение года

Шкудун В.С.,

педагог-организатор

7.

Трудовые субботники «Чистый и уютный двор» по уборке территории от листьев, травы и мусора для дальнейшего компостирования

Учащиеся объединения по интересам

Весна 2022 г, осень 2022 г

Шкудун В.С., педагог-организатор

8.

Создать на территории учреждения образования приспособления для компостирования органических отходов

Учащиеся учреждения

Апрель       2022 г

Матылицкая Е.И., учитель обслуживающего труда

 

 

 

 

Раздел 5 Качество атмосферного воздуха

Цель: изучить причины загрязнения атмосферного воздуха  в микрорайоне учреждения

Задачи:         

  1. научиться определять степень загрязнения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения;
  2. изучить механизмы минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения.

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения

Учащиеся учреждения

Январь - Май

2022 г

Шаповал О.А., учитель биологии

2.

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения

Учащиеся учреждения

Июнь

2022 г

Шаповал О.А., учитель биологии

3.

Разработать план действий и рекомендаций  по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения

Учащиеся учреждения

Сентябрь 2022 г

 

         

 

Раздел 6. Информационно-экологические мероприятия

Цель: повышение экологической грамотности населения Первомайского сельского совета посредством организации и проведения местных экологических инициатив.

Задачи:

  1. провести мониторинг состояния окружающей среды на территории Первомайского сельского совета;
  2. информировать местное сообщество об экологических проблемах посредством организации и проведения экологических акций

 

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Провести неделю экологических знаний «Зеленая планета»

Учащиеся учреждений

 

2022

Шкудун В.С., педагог-организатор

2.

Подготовить и распространить листовки по проблеме бездомных животных в общедоступных местах для местного населения

Учащиеся и воспитанники учреждения образования

март, 2022

Савицкая Т.К., воспитатель дошкольного образования,    Янович Е.Н., воспитатель дошкольного образования

3.

Подготовить, организовать и провести информационные и классные экологические часы, посвященные датам экологического календаря

Учащиеся учреждений

в течение года

Классные руководители

 

свернуть

Анкета-заявка учреждения образования "Гольчицкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа" для участия в проекте "Зелёные школы"

24.01.2022

 

1. Полное официальное название учреждения образования             (иного             учреждения,

организации)

Государственное учреждение образования «Гольчицкий учебно-педагогический комплекс

ясли-сад – средняя школа»

2.       Ф.И.О.        руководителя       учреждения образования             (иного             учреждения,

организации)

Корбут Татьяна Леонидовна

3. Почтовый адрес учреждения образования

(иного учреждения, организации)

ул. Центральная, 1, д. Гольчичи, Минская обл., Слуцкий р-н, 223646

 

4. Телефон (с кодом)

80179592875

5. Факс (с кодом)

-

6.       Адрес      электронной       почты,       сайт

учреждения образования (иного учреждения, организации)

golch.slutsk-vedu.gov.by@yandex.by

golch.slutsk-vedu.gov.by

7.      Ф.И.О.      работника,      отвечающего     в учреждении образования (ином учреждении,

организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

Сугако Валентина Станиславовна

Гуринович Оксана Васильевна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по

проекту «Зелёные школы»

+375295044794

+375293247634

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по

проекту «Зелёные школы»

Valentina.sugako@mail.ru

maksimoks@mail.ru

10.     Общая     численность     работников     в учреждении образования (ином учреждении,

организации)

43 

11.    Общая    численность    обучающихся    в учреждении образования (ином учреждении,

организации)

74 учащихся

12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы»

(дата, номер приказа)

01.02.2022

13.    Другие    дополнительные    сведения   об учреждении образования (иной организации,

учреждении),     которые     бы      вы      хотели сообщить

Учреждение образования сотрудничает с Гольчицким лесничеством. В учреждении действует школьное лесничество, осуществляется деятельность клуба "Крылатый дозор".

 

свернуть

Загад

24.01.2022

УПРАЎЛЕННЕ ПА АДУКАЦЫІ

СЛУЦКАГА РАЁННАГА

ВЫКАНАЎЧАГА КАМІТЭТА

ДЗЯРЖАЎНАЯ ЎСТАНОВА АДУКАЦЫІ

“ГОЛЬЧЫЦКІ ВУЧЭБНА-ПЕДАГАГІЧНЫ КОМПЛЕКС

ЯСЛІ-САД – СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА”

 

ВЫПІСКА З ЗАГАДА

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЛУЦКОГО РАЙОННОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

“ГОЛЬЧИЦКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ЯСЛИ-САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА”

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА

 

 

 

         21.01.2022 35_

 

 

в. Гольчычы

 

д. Гольчичи

 

Аб арганізацыі і рэалізацыі

праекта “Зялёныя школы”

 

         З мэтай фарміравання ў навучэнцаў і выхаванцаў каштоўнасных  і адказных адносін да прыроды, іх інфармаванасці па пытаннях аховы навакольнага асяроддзя і рацыянальнага выкарыстання прыродных рэсурсаў, выхавання экалагічнай культуры дзяцей

ЗАГАДВАЮ:

  1. Арганізаваць работу па адукацыйным праекце “Зялёныя школы” (далей – праект) з 01.02.2022.
  2. Назначыць адказным за арганізацыю і рэалізацыю праекта Гурыновіч А.В., намесніка дырэктара па асноўнай дзейнасці.
  3. Зацвердзіць састаў савета па рэалізацыі праекта:
  • Анцыповіч А.В., настаўнік, член савета;
  • Баранаў А.С., настаўнік, член савета;
  • Матыліцкая А.І., настаўнік, член савета;
  • Сугака В.С., намеснік дырэктара па асноўнай дзейнасці;
  • Шапавал В.А., настаўнік, член савета;
  • Шкудун В.С., педагог-арганізатар, член савета;
  • Яновіч К.М., выхавацель, член савета.
  1. Уключыць у ініцыятыўную групу законных прадстаўнікоў навучэнцаў і выхаванцаў рознаўзроставай групы дашкольнай адукацыі.
  2. Намесніку дырэктара па асноўнай дзейнасці Гурыновіч А.В.:

         5.1. забяспечыць метадычнае, арганізацыйна-педагагічнае суправаджэнне дзейнасці па рэалізацыі праекта;

Тэрмін выканання: да 01.02.2023

         5.2. размясціць на сайце ўстановы закладку “Зялёныя школы”;

Тэрмін выканання: да 01.02.2022

         5.3. асобна вызначыць раздзелы “Біяразнастайнасць”, “Энергазберажэнне”, “Водазберажэнне”, “Інфармацыйна-экалагічныя мерапрыемствы па рабоце з мясцовай грамадскасцю”, “Зварот з адходамі” і забяспечыць іх зместавай напаўняльнасцю, у адпаведнасці з рэалізацыяй праекта.

Тэрмін выканання: да 01.02.2023

  1. Намеснікам дырэктара па асноўнай дзейнасці Гурыновіч А.В., Сугака В.С. прадставіць прамежкавую справаздачу аб рэалізацыі праекта.

Тэрмін выканання: да 15.07.2022, да 01.12.2022

  1. Кантроль за выкананнем загада ўскласці на намесніка дырэктара па асноўнай дзейнасці Гурыновіч А.В.

 

Дырэктар                                   (подпіс)                         Т.Л.Корбут

свернуть

Положение О реализации образовательного проекта «Зеленые школы»

24.01.2022

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательного проекта «Зеленые шкoлы» в учреждениях образования, а также иных учреждениях, организациях Республики Беларусь' (далее - проект «Зеленое школы»).

2. Проект «Зеленые школы» — комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся' ценностного отношения к природе, повышение уровень экологической направленности образования, информированности детей и молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

3. Целью проекта «Зеленые школы» является развитие сети учреждений образования, а также иных учреждений, организаций, включившихся в реализацию названного проекта в Республике Беларусь, путем внедрения эффективной образовательной модели в области экологической направленности образование с привлечением и активным участием педагогических работников, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов;

формирование высокой экологической культуры обучаюшихся;

внедрение в практику работы учреждений образования, а также иных учреждений и организаций мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха; информирование обучающихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних обучающихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;

интеграция учреждений образования, а также иных учреждений и организаций в международную сеть «Зеленых школ»,

развитие сотрудничества между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями, участвующими в реализации проекта, между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями и местным населением.

4.  В проекте «Зеленые школы» могут принимать участие учреждения образования, общественные организации, иные учреждения и организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5.  Решение об участии в проекте «Зеленые школы» принимается администрацией учреждения образования, а также иных учреждений и организаций.

6.  План мероприятий, проводимых по проекту «Зелёные школы», рассматривается коллективом учреждения образования, а также иных учреждений и организаций и утверждается директором учреждения образования или соответственно директором иных учреждений и организаций.

7.  В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях рекомендовано организовать работу инициативных групп по реализации проекта, в состав которых могут входить обучающиеся, педагоги, администрация, родители (законные представители) обучающихся.

8. Проект «Зелёные школы» координируется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

9. Организационно - методическое обеспечение реализации проекта осуществляет учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее Республиканский центр) во взаимодействии с областными ресурсными центрами и институтами развития образования.

10.  В областях организационно-методическую поддержку учреждениям образования, а также иным учреждениям, организациям по участию в проекте осуществляют областные ресурсные центры, а в г. Минске  Республиканский центр.

11. Организацию и контроль за реализацией проекта «Зеленые школы» в областях осуществляют ответственные, специалисты главных управлений по образованию (образования) облисполкомов, а в г. Минске специалист Министерства образования Республики Беларусь, курирующий деятельность Республиканского центра.

 

Глава 2 КООРДИНАЦИОННЫЙ COBET ПPOEKTA «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»

 

12. Для организации и координации проекта «Зеленые школы» создается Координационный совет (приложение 1).

Координационный совет создается с целью контроля и координации мероприятий по реализации проекта и определения стратегии деятельности по проекту «Зеленые школы».

13. Основные функции Координационного совета:

-  рассмотрение и согласование планов, хода выполнения проекта «Зеленые школы», реализации его мероприятий и окончательных отчетов;

-   анализ и разработка  рекомендаций  по выполнению проекта

«Зеленые школы» и долгосрочному планированию его мероприятий;

-  оценка достигнутых результатов проекта «Зеленые школы»;

- методологическая и информационная поддержка в реализации проекта «Зеленые школы»;

-  рассмотрение и отбор идей и предложений относительно дальнейших мероприятий по продвижению результатов, полученных в рамках проекта «Зеленые школы».

14.  Персональный состав Координационного совета формируется из числа представителей Министерства образования

Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Республиканского центра, представителей областных ресурсных центров, общественных организаций (объединений) Республики Беларусь, участвующих в реализации проекта, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Персональный состав Координационного совета утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь.

15.  Председателем Координационного совета является представитель Министерства образования Республики Беларусь, секретарем представитель Республиканского центра. По решению Координационного совета в состав Координационного совета могут вноситься изменения.

17. Заседания Координационного совета проводятся не реже 2 раз в год и по мере необходимости. Решение заседания Координационного совета считается правомочным, если в его работе приняло участие не менее 50 процентов от общего количества его членов и за решение проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов Координационного совета. Принимаемые решения оформляются протоколом.

18. Председатель Координационного совета несет ответственность за подготовку необходимых материалов для заседаний Координационного совета. Во время отсутствия Председателя его функции выполняет лицо, назначенное Министерством образования Республики Беларусь.

19.  Повестка дня утверждается на каждом заседании Координационного совета. Время и место заседаний определяются секретарем по согласованию с заинтересованными. Каждый член Координационного совета должен быть заранее проинформирован о месте, времени и повестке дня заседания. В случае необходимости, по отдельным вопросам заседания Координационного совета могут проводиться дистанционно путем голосования его членов по телефону либо по электронной почте.

20. Все организации, вовлеченные в реализацию Проекта, могут вносить предложения для рассмотрения Координационного совета. Представители иных учреждений и организаций, в том числе международных организаций — доноров, государственных органов, деловых  кругов  и  неправительственных  организаций  могут

приглашаться    на   заседания   Координационного совета  в  качестве наблюдателей без права голоса.

Протокол заседания Координационного совета подписывается Председателем и секретарем.

21. Координационный совет проекта «Зеленые школы» вправе: организовать     проверку    выполнения    заданий     учреждениями

образования,  иными    учреждениями    и   организациями, претендующими на получение диплома любой степени;

вносить изменения в перечень областных ресурсных центров (приложение 2).

Решения    Координационного     совета    могут    публиковаться    в средствах массовой информации.

 

Глава 3

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПPOEKTA

«ЗЕЛЕНЫЕШКОЛЫ»

 

22.  Учреждениям образования (иным учреждениям, организациям) для включения в реализацию проекта «Зеленые школы» необходимо:

-создать вкладку «Зеленые школы» на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) об участии в проекте, отдельно   выделив   в  ней  направления:   «Биоразнообразие»,

«Энергосбережение», «Водосбережение», «Обращение с отходами»,

«Качество атмосферного воздуха» (кроме учреждений дошкольного образования), «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»;

-издать приказ учреждения образования (иного учреждения, организации) об участии в проекте, разместить его на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

-разработать план работы учреждения образования (иного учреждения, организации) по реализации проекта, разместить его на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

-разместить анкету-заявку установленного образца (приложение 3) на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

- направить анкету-заявку в соответствующий областной ресурсный центр, а учреждениям образования (иным учреждениям, организациям),  расположенным  в  г. Минске,  в  Республиканский

центр в электронном виде.

23. Областные ресурсные центры после проверки информации учреждения образования (иного учреждения, организации) в соответствии с поданной анкетой-заявкой, наличия необходимых материалов на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы» направляют анкеты- заявки в электронном виде в Республиканский центр.

Областные ресурсные центры ведут учет учреждений образования (иных учреждений, организаций), включенных в реализацию проекта «Зеленые школы», в соответствующей области Республики Беларусь. Республиканский центр ведет учет учреждений образования (иных учреждений, организаций), включенных в реализацию проекта «Зеленые школы» в г. Минске, а также всех учреждений образования (иных учреждений, организаций) Республики Беларусь, включенных в реализацию проекта «Зеленые школы».

24. В учреждении образования (иных учреждениях и организациях) проект «Зелёные школы» реализуется посредством изучения учебных предметов на I, II и III ступенях общего среднего образования, учебных программы факультативных занятий «Зеленые школы», «Дикая природа Беларуси», «Энергия и окружающая среда» и других, реализации программы объединений по интересам, учебной программы  дошкольного  образования  (образовательная  область

«Ребенок и природа»), мероприятий организационно-воспитательной работы, деятельности общественных организаций, органов самоуправления учреждений образования (иных учреждений, организаций).

25. Учебная программа факультативных занятий «Зеленые школы» рассчитана на пять возрастных групп учащихся: 1 -2 классы, 3-4 классы, 5- 6 классы, 7-8 классы, 9 классы, - и включает изучение разделов:

биоразнообразие — изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) и способов его увеличения;

энергосбережение изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования (ином учреждении, организации)и способов его сокращения;

водосбережение — изучение направлений использования воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) и дома и способов сокращения ее использования;

обращение  с  отходами  —  анализ  источников  образования отходов,    определение    способов    их   минимизации,    переработки    и вторичного использования;

информационно-экологические мероприятия — акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

26.Образовательная область «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования включает (в регламентированной и нерегламентированной деятельности):

развитие интереса к скрытым свойствам и качествам предметов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных; растениям и животным разных природных сообществ и разных климатических зон;

формирование умения выделять общие свойства предметов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между предметами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

развитие умения замечать предметы и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни: почва, песок, камни, глина (отличительные особенности); вода (агрегатны е состояния воды (жидкое, твердое, газообразное)); воздух (свежий, холодный, теплый, влажный и т.д.; свет (световой луч, источники света (солнце), зависимость тени от источника света и предмета, солнечные часы, отражение света;

формирование представления о природных pecypcax, нужных человеку (вода, солнечная энергия, энергия ветра, газ) и необходимости их бережного использования;

развитие умения узнавать и называть 5 -7 видов деревьев и кустарников (тополь, ясень, жасмин, орешник яблоня, груша, вишня и др.), сорных растений (лебеда, пырей, мокрица и др.), лесных ягод (брусника, голубика, клюква и др.), грибов (подосиновики, сыроежки, опята, подберезовики и др.), растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (белая кувшинка, желтая кубышка, сон-трава, медуница и др.);

формирование представлений о признаках растений и животных, их многообразии;

воспитание нравственного, эмоционально-положительного и эстетического отношения к природе; ответственности за состояние природы ближайшего окружения;

формирование   способов   экономного   и   бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло).

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования.

27. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях программы объединений по интересам (базового уровня) разрабатываются на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого- биологического профиля и включают изучение следующих тем: биоразнообразие, энергосбережение, атмосферный воздух, водосбережение, обращение с отходами, мониторинг окружающей среды.

28.B рамках природоохранной деятельности проекта «Зеленые школы» проводятся совместные мероприятия с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, экологическими общественными организациями и иными учреждениями и организациями.

29. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях может создаваться наблюдательный совет, координирующий деятельность по проекту «Зелёные школы». В состав совета могут входить представители администрации, педагогические работники, обучающиеся, иные сотрудники учреждений (организаций).

30. Учреждения образования (иные учреждения, организации) регулярно   информируют  законных  представителей несовершеннолетних обучающихся на собраниях о реализуемых в учреждении образования (иных учреждениях, организациях) мероприятиях в рамках проекта «3елёные школы», активно привлекают их к участию в проекте.

 

Глава 4

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ CTATУCA «ЗЕЛЁНАЯ ШКОЛА»

 

31. Для получения диплома «Зеленая школа» учреждение образования (иное учреждение, организация) представляет отчет о ходе реализации проекта по заданной форме (приложение 4) до 15 июня в областной ресурсный центр и размещает его на официальном сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленая школа».

32. Областные ресурсные центры после проверки соответствия  представленной  в  отчете  и  на  сайте  учреждения

образования (иного учреждения, организации) информации, направляют отчеты в Республиканский центр для рассмотрения на Координационном совете проекта «Зеленые школы».

33. Для получения статуса «Зеленая школа» учреждению образования (иному учреждению, организации) необходимо выполнить задания, указанные в приложении 5 или приложении 6 (для учреждений дошкольного образования), и разместить информацию об их выполнении на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленая школа».

34.  Учреждению образования (иному учреждению, организации), участвующему в проекте «Зеленые школы» и выполнившему условия, указанные в пунктах 35, 36 данного Положения, присваивается статус «Зеленая школа» с выдачей диплома установленного образца.

35.  Учреждение образования (иное учреждение, организация), выполнившее задания, указанные в приложении 5, приложении 6 (для учреждений дошкольного образования), получает статус «Зелёная школа» с выдачей соответствующего диплома первой, второй или третьей степени:

первой степени - выполнено 90 процентов заданий (не менее трёх заданий из каждого направления);

второй степени - выполнено 60 процентов заданий (не мене е двух заданий из каждого направления);

третьей степени - выполнено 30 процентов заданий (не менее одного задания из каждого направления).

36. Для  получения        диплома    первой   степени   в выполнении заданий 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.5, 3.4, 4.5, указанных в приложении 5, должны принять   участие не менее 25 процентов обучающихся   в учреждении              образования          (ином учреждении,    организации),   кроме учреждений дошкольного образования; второй степени — не менее 20 процентов, третьей степени - не менее 15 процентов обучающихся. Для    учреждений    дошкольного     образования    для    получения диплома первой степени в выполнении заданий 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.5, 3.4, 4.4, указанных в приложении     6, должны принять участие не менее   25     процентов   воспитанников учреждения            дошкольного образования (из числа детей 5-7 лет); второй степени — не менее 20 процентов (из числа детей 5-7 лет), третьей степени - не менее 15 процентов воспитанников учреждения дошкольного образования (из числа детей 5-7 лет).

37.  Образец диплома всех степеней согласовывается с Министерством образования Республики Беларусь и Министерством

природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

38. Дипломы всех степеней подписываются представителем Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо Министерства образования Республики Беларусь.

39.   Статус «Зеленая школа» присваивается на три года, после истечения этого периода требуется его подтверждение.

 

Глава 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПPOEKTA

 

40.  Методическое обеспечение реализации проекта «Зеленые школы» осуществляют: Национальный ресурсный центр, действующий в Республиканском центре, и областные ресурсные центры.

41.Подготовку педагогических работников к реализации учебной программы факультативных занятий «Зеленые школы», образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования в рамках проекта «Зеленые школы» осуществляют учреждения дополнительного образования взрослых посредством проведения повышения квалификации, а Республиканский центр - проведения семинаров, тренингов, конференций и др.

42. Учебные программы факультативных занятий для использования в образовательном процессе учреждений образования утверждены Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.

43. Методические  рекомендации  по  реализации  проекта

«Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования утверждены Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.

44. Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета и учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования (иного учреждения, организации) по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (для иных организаций).

Программы объединений по интересам с повышенным уровнем

изучения образовательной области, темы, учебного предмета и учебной дисциплины утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

 

Глава 6 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПPOEKTA

 

  1. Финансирование проекта осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Для реализации проекта могут привлекаться средства общественных объединений, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологического обучения и воспитания, иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
свернуть