Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Першамайская сярэдняя школа Слуцкага раёна"
На смену обыкновенной горлице – птице 2023 года – летит серая ворона. Все ее видели, она постоянно рядом, но она готова вас удивить!
Собрали самые интересные факты про неё.
Серая ворона имеет ближайшего родственника – черную ворону. Они относятся к одному виду. Но серая гнездится в Восточной Европе, Скандинавии, Ирландии, Италии и Шотландии, а черная — в остальных странах Западной Европы. Серая и черная вороны могут образовывать пару. Черные вороны иногда залетают в Беларусь. В 21 веке ее наблюдали здесь только раз, летом 2023 года. Молодой грач очень похож на черную ворону.
В каждом старом беларусском дворе в городах гнездится пара ворон. Они моногамны, поэтому, как правило, здесь их можно заметить и зимой. Хотя для ночевки птицы десятками или сотнями слетаются в особые излюбленные места. Часть ворон подается на зиму на юг или на запад, где теплее и меньше снега.
Всеядные: основном питаются падалью всех видов, но также едят насекомых, дождевых червей, зерно, фрукты, семена, грызунов, амфибий, отходы, а также крадут яйца.
Вороны — одни из немногих воробьинообразных птиц, которые используют свое гнездо из года в год. Как правило, в гнездо у современной вороны всегда встроены современные материалы — это проволока. Иногда каркасы гнезд птицы изготавливают исключительно из проволоки. Были даже случаи, когда вороны делали гнезда из противоптичьих шипов.
Самка откладывает от 4 до 6 и насиживает их в течение 19 дней, подкармливаемая самцом. Птенцы вылупляются слепыми и беспомощными, но через месяц уже покидают гнездо. Они остаются зависимыми от родителя еще 2–3 недели, но «аттестат зрелости» получают только в 2–3 года.
Вороны доживают до 16 лет. Имеют размах крыльев в 1 м, а весят 0,5 кг.
Пропорционально мозг некоторых ворон больше вашего. Ученые сравнивают интеллект ворон с интеллектом семилетнего ребенка. ВОроны, ворОны и попугаи имеют самое большое соотношение размеров мозга и тела среди птиц. У них гораздо более высокая плотность нейронов в переднем мозге, чем у приматов. Теоретически, наличие большего количества нейронов приводит к лучшему когнитивному мышлению.
Когда ворона умирает, ее родичи и соседи могут устроить «поминки». Вид мертвой вороны обычно привлекает стаю сородичей. Во время «прощания» вороны почти никогда не прикасаются к мертвой. Считается, что птицы так пытаются узнать о возможных новых угрозах.
Многие вороны умеют вскрывать грецкие орехи там, где они растут. Молодые птицы учатся у старших. В Беларуси вороны бросают орехи на асфальт с высоты достаточной, чтобы он треснул. В некоторых городах Японии вороны научились использовать светофоры на перекрестках и пешеходных переходах. Они забирают лакомые кусочки или разбитый орех, когда машины останавливаются на красный свет.
Вороны могут запомнить ваше лицо и затаить обиду. В одном эксперименте вороны запомнили человека, который их ловил. И через некоторое время его преследовали уже все вороны с ближайших окрестностей. Вороны не забыли лицо и через несколько лет, а также передали свое отношение новым поколениям. Поэтому не обижайте ворон.
Вороны объединяются в стаи, чтобы отогнать хищников. У ворон много врагов – это крупные хищные птицы, совы, лисы и куницы. Особым криком они привлекают к хищнику сородичей. Пикируя и нанося удары клювами, вороны, как правило, прогоняют хищника, если не заклевали его до смерти. Точно также делают и многие мелкие птицы, если почувствуют опасность для гнезда со стороны вороны. Объединившись в стаю, атаками, криками и дождем из помета они обращают ворону в бегство. Но вороны иногда объединяются еще, чтобы отогнать хищную птицу или лису от добычи.
Вороны умеют контролировать свои желания. Эксперимент показал, что вороны ждали и не съедали полученное угощение, если им было обещано в обмен что-то более вкусное попозже.
С 29 сентября по 1 октября 2023 года в Слуцком районе в рамках Международных дней наблюдений за птицами проходят осенние районные дни наблюдений за птицами.
- Учредителем клуба является районный ресурсный центр по экологическому воспитанию учащихся «ЭкоМИР» Слуцкого района.
- Настоящее положение направлено на реализацию целей и задач деятельности клуба в учреждении образования.
- Положение регулирует деятельность детского экологического клуба «Слуцкие соловушки».
- Положение определяет направления деятельности клуба и взаимодействие всех участников.
Цель Клуба – формирование у обучающихся экологически приемлемых моделей поведения и вовлечение их в природоохранную просветительскую деятельность.
Задачи Клуба:
- способствовать формированию первичных знаний о биоразнообразии Республики Беларусь, умений и навыков в проведении полевых наблюдений за животными и в работе с различными источниками информации;
- способствовать формированию ценностных экологических ориентаций учащихся через участие в природоохранных конкурсах, акциях и кампаниях.
- способствовать формированию знаний и практических навыков в области охраны окружающей среды и природопользования;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости обучающихся к природе.
- изучение разнообразия флоры и фауны Республики Беларусь;
- содействие в деле сохранения дикой природы и птиц;
- организация и участие в общественно-полезной природоохранной деятельности;
- обмен опытом по осуществлению практической природоохранной деятельности;
- организация и проведение экологической просветительской работы.
- Клуб «Слуцкие соловушки» создается в рамках деятельности районного ресурсного центра по экологическому воспитанию учащихся «ЭкоМИР» на один учебный год по согласованию с руководством учреждения образования.
- Руководителем клуба может быть любой заинтересованный и компетентный педагог учреждения образования.
- Наполняемость (численность членов клуба) от 5 человек в возрасте от 3-х до 16-ти лет включительно.
- Зачисление в клуб осуществляется руководителем клуба на основании заявления одного из законных представителей или лица его замещающего, или самого учащегося, достигшего 14 лет.
- Заявления хранятся у руководителя клуба в течение года.
- Анкета клуба заполняется руководителем клуба и предоставляется в районный ресурсный центр по экологическому воспитанию «ЭкоМИР» до 16 сентября.
- Режим работы клуба определяется условиями и возможностями учреждения образования, членов и руководителя клуба, в зависимости от плана работы детского экологического клубного движения Слуцкого района.
- Частота и длительность встреч: не менее 1 раза в два месяца с учетом организации участия в мероприятиях и с учетом плана работы детского экологического клубного движения Слуцкого района.
- Содержание и объем работы клуба оценивается ежегодным отчетом руководителя клуба (1 раз в мае) за учебный год.
- Отношения в клубе строятся на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. - Деятельность клуба прекращается по окончании учебного года.
- Продление членства в клубе возможно при повторной подаче заявления в начале следующего учебного года.
Руководитель клуба является координатором работы клуба в своем учреждении образования. Он организует участие членов клуба в экологических мероприятиях района, проводит другие экологические мероприятия, а также вместе с детьми принимает участие в природоохранных проектах своего учреждения образования.
Руководитель клуба принимает участие в ежегодном заседании руководителей детских экологических клубов «Слуцкий соловушка» (март). Руководитель клуба в мае готовит отчет за учебный год о деятельности клуба и отсылает его не позднее 25 мая в районный ресурсный центр по экологическому воспитанию учащихся «ЭкоМИР».
Членами клуба могут быть обучающиеся в возрасте от 3-х до 16-ти лет включительно.
7.1. Клуб осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
7.1.1. Экологическая информационно-просветительская и рекламная деятельность;
7.1.2. Практическая природоохранная деятельность;
7.1.3. Взаимодействие и сотрудничество клуба:
- с семьями членов клуба;
- с ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся»;
- со своим учреждением образования;
- со средствами массовой информации;
- с учреждениями культуры, музеями, библиотеками;
- с районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- с сельскими советами (для клубов в сельской местности).
7.2. В зависимости от целевой группы и содержания деятельности в клубе могут использоваться следующие формы работы:
- гимн;
– логотип (эмблему);
- районный праздник «День детских экологических клубов «Слуцкие соловушки» (май).
- Контроль за деятельностью детского клуба «Слуцкие соловушки» в учреждении образования осуществляется руководителем клуба при поддержке ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»
Гимн клуба «Слуцкие соловушки»
Автор текста Ж.А.Валетко
Манит и зовёт он в дорогу ребят.
Рюкзаки, бинокли – всё под рукой.
Слутчина-наследие наше с тобой.
Припев:
Мы- юные экологи, и наш велик отряд.
Природу малой родины ребята сохранят.
И будут реки чистыми, дубравы и леса,
И раздаются звонкие птичьи голоса!
Миру улыбаешься ты, а я тебе.
Добрые дела спешим творить вокруг.
«Соловушка» природе настоящий друг!
Припев
Мы гордимся нашей любимой страной.
Впереди - дороги и тысячи идей.
Будьте вместе с нами для птиц и для людей!
Припев
№ |
Учреждение образования |
Организатор наблюдений (Ф.И.О.)
|
Сколько человек принимало участие в наблюдениях |
Вид птиц |
Количество особей |
1 |
ГУО «Гольчицкий УПК ясли-сад – средняя школа»» |
Шаповал Ольга Алексеевна Шашок Татьяна Владимировна |
8 |
Воробей полевой |
6 |
Скворец обыкновенный |
2 |
||||
Синица большая |
7 |
||||
Голубь сизый |
2 |